Центральный банк РФ в соответствии с Федеральным Законом “О Центральном банке РФ” выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основной целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы.
В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций [2]:
- разработка и проведение контрольно-денежной политики
- регулирование денежного обращения
- регулирование деятельности кредитных организаций и осуществление контроля за ними
- осуществление безналичных расчетов в общенациональном масштабе
- организация валютного регулирования
- хранение золотовалютных запасов страны
Для их исполнение ЦБ РФ использует следующие инструменты и методы:
- установление правил, регламентирующих деятельность кредитных организаций
- осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций
- установление и осуществление контроля за соблюдением обязательных экономических нормативов кредитными организациями
- установление резервных требований
- рефинансирование кредитных организаций
- проведение дисконтной политики
- проведение операций на открытом рынке
- осуществление валютных интервенций.
Но и в деятельности ЦБ РФ в течение 2000г-2001г года произошли очень большие изменения.
Августовский кризис 1998 года выявил недостаточную эффективность системы надзора ЦБ РФ, осуществляемой за деятельностью коммерческих банков. В связи с этим возникла идея ликвидации его надзорной монополии и объединения надзорных функций всех финансовых институтов в особом государственном надзорном органе, а также создания контроля за операциями на всех сегментах финансового рынка. Сторонники подобной системы, внесли поправки подобного рода в Закон о ЦБ РФ, ссылаясь на международный опыт. В большинстве западных стран надзорные функции выполняют независимые от ЦБ организации. Скорее всего, на процедуру передачи этих функций в нашей стране будет отведено несколько лет.
Именно так в середине 90-х годов поступили власти Великобритании. В прошлом году функции надзора Банка Англии были переданы специально созданной комиссии по надзору за финансовыми службами.
Самому Банку России в подобной ситуации останется следить за проведением денежной политики, осуществлять хранение средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, проводить операции по обслуживанию государственного долга [16].
Глава ЦБ РФ Виктор Геращенко против этого. На встрече с банкирами в Казани он отметил, что только в странах с развитой экономической и банковской системой можно разделить регулирующую и надзорную функцию. Западные страны отличаются от России стабильностью законодательства, в том числе и налогового, и развитой судебной системой. У нас же создание подобного органа может привести не к усилению позиции государства, а к возникновению нового криминального бизнеса. Нет никаких гарантий, что из подобного досье о финансовом положении гражданина (для этого ему не обязательно быть нарушителем закона) информация не начнет утекать в различные криминальные структуры.
Другая причина в том, что создание отдельного органа надзора за деятельностью коммерческих банков потребует дополнительных бюджетных расходов.
Тем не менее В. Путин одобрил идею создания финансовой разведки. По сути предполагается, что это будет аналитический центр, отслеживающий финансовые операции на суммы превышающие 10000$. Финансовая разведка будет находиться в структуре Минфина РФ. В ней будут работать эксперты – гражданские люди, отслеживающие движение финансовых потоков. Для нее не должно быть ни банковских, ни иных тайн. В подобной службе работают во Франции 30 человек, в Голландии-20.
В начале 2001 года принудительного банковского надзора ЦБ РФ обнародовал и направил территориальным учреждениям Банка России новую методику анализа финансового состояния банков, которая должна повысить качество банковского надзора. ЦБ РФ надеется, что новая методика позволит ему быстрее замечать возникшие у банков проблемы.
Полезные статьи:
Проблемы кредитной политики коммерческого банка
В последние годы мы наблюдали очень быстрое развитие банковской системы Республики Казахстан, соответственно, с каждым годом увеличивалась значимость банков для развития отечественной экономики. Рост банковского сектора в основном был обеспечен внешними источниками фондирования, в результате чего б ...
Фондовые индексы
Биржевые индексы являются обобщающим показателем динамики курсов ценных бумаг. Это средневзвешенная цена курсов акций определенного количества компаний, действующих в различных сферах национальной экономики. Для подсчета индексов обычно выбираются наиболее крупные компании, деятельность которых свя ...
Система отчетности по международным стандартам
В настоящее время наиболее остро стоит проблема приведения существующей в стране системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), а поэтому тема нововведений в бухгалтерском учете и отчетности, ввиду изменчивости отечеств ...