Ликвидность банка

Под ликвидностью понимается способность банка своевременно выполнять свои обязательства. Возможность потери такой способности называется риском ликвидности.

Не будет преувеличением сказать, что риск ликвидности является основным банковским риском, аккумулирующим в себе проявление всех прочих банковских рисков. В самом деле – не возвращенный вовремя кредит, неблагоприятное изменение рыночных процентных ставок, валютных курсов или курсов ценных бумаг – все это приводит к уменьшению имеющихся в распоряжении банка денежных средств, обеспечивающих выполнение обязательств.

Очень важно, что даже однократный отказ банка от своевременного выполнения своих обязательств, пусть даже вызванный временными и устранимыми причинами (например, технической задержкой платежей), может необратимым образом сказаться не его состоянии и в крайнем случае привести к банкротству. Такой отказ, получивший огласку, становится сигналом для клиентов и вкладчиков о неблагополучном положении дел в банке и вызывает отток размещенных в банке денежных средств.

Поэтому управление банковской ликвидностью является ключевой задачей управления банком.

ЦБ РФ имеет возможность устанавливать определенные нормативы ликвидности, ориентируя банки на их соблюдение. Чем выше реальные установленные показатели отражают состояние ликвидности банка, тем больше возможности у самого банка и надзорного органа своевременно выявить проблемы с ликвидностью и устранить их.

Таким образом, ликвидность банка есть качественная характеристика деятельности банка, обусловленная множеством факторов, находящихся в постоянном изменении.

В материалах Всемирного банка платежеспособность связывается с величиной собственного капитала банка. Капитал со знаком “минус” означает неплатежеспособность банка.

В экономической литературе России платежеспособность рассматривается как более общая и как более узкая категория по отношению к ликвидности банка. В случае восприятия ее в качестве более общей категории она рассматривается в комплексе внутренних и внешних факторов, влияющих на это состояние, а ликвидность – в ракурсе внутренних факторов.

Но наиболее распространенная точка зрения определяет ликвидность банка как динамическое состояние, а платежеспособность как состояние на определенную дату, выражающееся в своевременности выполнения банком обязательств на эту дату. При таком определении ликвидности и платежеспособности обязательств, банк может не выполнить в отдельные периоды своих платежных обязательств, но будет оставаться ликвидным. В то же время утрата ликвидности предполагает систематическую неплатежеспособность.

Не платежеспособность, вытекающая из утраты ликвидности банка, означает, во-первых, неспособность банка изыскать внутренние источники для погашения взятых на себя обязательств, во-вторых, невозможность привлечь для этой цели внешние источники [8,с.132].

Финансовая стабильность банка была и остается важнейшим фактором его выживания, поскольку банкротство в нынешних экономических условиях есть, прежде всего, результат его финансовой деятельности. Самым простым способом анализа деятельности коммерческого банка является анализ его финансовой отчетности. Рассмотрим процесс становления методики анализа финансовой отчетности на примере Инструкции №1 ЦБ РФ.

Полезные статьи:

Методы улучшения состояния пассивов банка
Основными методами улучшения состояния пассивов баланса являются: - снижение затрат на выплату процентов за пользование привлеченными средствами; - изменение сроков погашения долговых инструментов; - увеличение банковского капитала; - снижение расходов: сокращение персонала, урезать крупные вложени ...

Риски, связанные с долгосрочным кредитованием и методы их снижения
Величина резерва для каждой ссуды зависит от группы риска, к которой отнесена ссуда. Группа риска определяется обеспеченностью ссуды и количеством дней просрочки выплаты основного долга. Риски можно подразделить на пять групп.[16, c.47] К первой группе риска «Стандартные ссуды» относятся ссуды, по ...

Состояние рынка розничных банковских продуктов и позиционирование банка на нем
Современная ситуация на российском банковском рынке характеризуется отсутствием повсеместной практики применения традиционных для западных банков маркетинговых программ. В большинстве своем российские банки ограничиваются проведением имиджевой рекламы, лишь некоторые банки прибегают в своей практик ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mostbanks.ru