Значительное внимание в законе было уделено взаимоотношениям Казгосбанка с коммерческими банками. С этого момента и, особенно, после введения корреспондентских счетов, «вольница» для коммерческих банков была прекращена. Банковская система республики начала формироваться в стройную систему, в основном отвечающую рыночным отношениям. Надо сказать, что основы, заложенные в первом законе, сохранили свою актуальность, значимость и преемственность в последующих законах о Национальном банке РК и банках второго уровня.
После длительного согласования и обсуждения проекта закона в Верховном Совете и Правительстве республики, министерствах и ведомствах 7 декабря 1990 года он был подписан Президентом Республики.
В целом, проект закона находил понимание, как в обществе, так и в банковских кругах. Все осознавали, что такой законодательный акт нужен. Однако жесточайшему сопротивлению со стороны специализированных и коммерческих банков подверглись положения закона, связанные с надзорными функциями Казгосбанка за их деятельностью. Вызывали споры также положения, связанные с независимостью Казгосбанка от Правительства.
И это понятно, после полного отсутствия какого-либо контроля со стороны государства любые, хотя и успешно действующие в мировой банковской практике элементарные формы контроля, вызывали у банков второго уровня явную неприязнь. Не нравилось положение о независимости Нацбанка и членам Правительства.
В той обстановке и условиях, в которых пришлось готовить закон «О банках и банковской деятельности», безусловно, нельзя было предусмотреть все необходимые положения.
Жизнь менялась не по дням, а по часам и само развитие рыночных отношений ставило все новые и новые задачи. Банковская система не могла одномоментно обеспечить выполнение международных стандартов, был необходим режим постепенной адаптации. И надо отдать должное прежнему руководству Нацбанка в лице Сембаева Д.X. за активное внесение изменений, вытекающих из новых задач.
К моменту подготовки второго закона, связанного с банковской системой, многое прояснилось во взаимоотношениях со странами СНГ. Внутри республики начали вырисовываться некоторые контуры рыночных отношений. Все это требовало внесения изменений в закон «О банках и банковской деятельности» страны.
Прежде всего, было принято решение подготовить 2 новых закона: закон «О Центральном банке» страны и закон «О банках второго уровня».
Закон «О Центральном банке» республики получил название «О Национальном Банке Республики Казахстан», закон «О банках второго уровня» - «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан». Указанные законы подписаны Президентом Республики Казахстан 13 апреля 1993 года. [7]
В этих законах, прежде всего, были устранены положения, связанные с Госбанком СССР. Речь уже шла не об общей единой денежной единице, а о собственной национальной валюте, обеспечении ее внутренней и внешней устойчивости. Второй основной задачей Нацбанка становилось участие в разработке и проведении государственной политики в области денежного обращения, кредита, организации банковских расчетов и валютных отношений, способствующих достижению целей экономического развития Республики Казахстан и ее интеграции в мировую экономику.
Были конкретизированы функции, права, полномочия и ответственность Нацбанка. Определена структура и органы управления.
В законе было четко записано, что Нацбанк определяет потребность в необходимом количестве банкнот и монет, обеспечивает их изготовление, устанавливает порядок хранения, уничтожения и инкассации наличных денежных знаков. Все это говорит о том, что в республике уже были приняты соответствующие меры и шла серьезная работа по подготовке к введению национальной валюты.
Были также конкретизированы контрольные и надзорные функции Нацбанка. Уточнены принципы взаимоотношений Нацбанка с банками второго уровня. Расширен круг экономических нормативов для банков второго уровня.
В законе «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» уточнены и расширены многие положения о взаимоотношениях банков второго уровня с Нацбанком, между банками и банков с клиентурой.
Работа банковской системы в условиях введения национальной валюты обусловила необходимость внесения новых изменений в банковское законодательство. В 1995 году были приняты новые законодательные акты в виде Указов Президента Республики Казахстан, имеющие силу Закона. В подготовке проектов этих законов активное участие принимали заместители Председателя Нацбанка — Ураз Джандосов и Григорий Марченко.
В Указе Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995 года, записано, что Нацбанк представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения и все больше приобретает функции, присущие центральным банкам стран с рыночной экономикой.
Полезные статьи:
Структура и факторы кредитного риска
Кредитный риск можно отнести к внутреннему (т.е. регулируемому и индивидуальному для каждого финансового посредника) риску, который в наибольшей степени поддается банковскому контролю. В рекомендациях Базельского комитета (2) выделяется 3 компоненты совокупного финансового риска: кредитный, рыночны ...
Основные характеристики конкурентной среды на рынке
ипотеки
Продуктовые границы рынка Продуктовыми границами рынка потребительского кредитования являются услуги, предоставляемые физическим лицам в виде краткосрочных и среднесрочных ссуд в целях приобретения товаров (работ, услуг) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением пред ...
Проблемы, возникающие в процессе кредитования физических лиц
Все филиалы коммерческих банков и самостоятельные банки предлагают клиентам достаточно широкую линейку кредитных услуг. На рынок кредитования физических лиц постоянно приходят новые конкуренты, предлагая на первый взгляд очень выгодные и «почти бесплатные» предложения. В данной ситуации для вытесне ...