Третий объектный уровень - компания-заемщик, проектная компания или инициатор инвестиционного проекта, периодически несвоевременно исполняет обязательства перед коммерческим банком. Допускались просроченные платежи по одному или нескольким обязательствам. Денежный поток, генерируемый инвестиционным проектом, неустойчив, вероятность его сокращения, в случае неблагоприятных перемен в финансовых и экономических условиях, высокая. Возможность неисполнения кредитных обязательств со стороны заемщика или наступления отрицательных параметров реализации проекта оценивается как высокая. Экспертиза построена на рассмотрении совокупности стандарт-факторов, влияющих на процесс инвестиционно-кредитной экспертизы, связанные со структурой акционерного капитала и внутренней структурой; с кредитной историей и деловой репутацией; с финансовым состоянием; с эффективностью управления; с позицией в отрасли и регионе, производственным оснащением и уровнем использования современных технологий; с выполнением графика реализации инвестиционного проекта и его точного соответствия первоначальным параметрам.
По результатам анализа влияние каждого стандарт-фактора оценивается как низкое, среднее и высокое в соответствии с основными параметрами, определенными предлагаемой экспертной моделью инвестиционного проекта.
После оценки по шкале влияния стандарт-фактора подводятся итоги комплексной оценки. Проводится дифференциация компаний-заемщиков, проектных компаний или инициаторов проекта по уровню факторного влияния.
Негативная информация о способности должников выполнять свои обязательства аккумулируется в ходе проведения филиалом кредитного мониторинга. Обобщение практики белорусских банков позволили определить основные сигнальные моменты, помогающие в ходе кредитного процесса выявить потенциальные проблемные кредиты.
Таблица 21
Потенциальные проблемы возврата долгосрочного кредита клиентами
Сигналы |
Формы проявления |
Из истории клиента |
Допущение клиентом в прошлом несвоевременного погашения кредитов и уплаты процентов |
Наличие просроченной задолженности по кредитам, полученным в других банках | |
Недавняя финансовая несостоятельность клиента | |
Расхождения и противоречия в информации о клиенте | |
Касающиеся руководства и управления клиентом |
Невысокие моральные качества руководителя |
Неуравновешенный характер руководителя | |
Появление негативной информации о руководстве | |
Внезапные проверки налоговых органов, КГК и т.п. | |
Частые смены в руководстве | |
Стремление руководства ускорить кредитный процесс | |
Отражающие производственную деятельность клиента |
Принадлежность клиента к отрасли, испытывающей проблемы |
Изменение законодательства, затрагивающего какие-либо аспекты деятельности клиента | |
Использование морально устаревшего оборудования | |
Производство неконкурентной продукции, затоваренность склада | |
Высокая зависимость от ограниченного круга поставщиков | |
Низкая диверсификация круга покупателей | |
Низкий уровень контроля клиента за своими дебиторами | |
Относящиеся к организации кредитования |
Клиент нечетко формулирует цели, на которые планирует направить кредит |
У клиента отсутствует программа погашения кредита, он не может назвать конкретных источников погашения долга | |
Недостаточно обоснован срок погашения кредита | |
Отсутствуют вторичные источники погашения кредита | |
Клиент не имеет материального (сырьевого и т.д.) обеспечения | |
Кредитная заявка клиента плохо обработана | |
Пересмотр условий кредитования | |
Изменения в сфере погашения кредита | |
Просьба о пролонгации кредита | |
Отклонения показателей хозяйственно-финансовой деятельности компании-клиента от плановых или ожидаемых | |
Отклонения в системе контроля и учета клиента |
Полезные статьи:
Перспективы банковского кредитования
Конечно, внимательные клиенты знают, что в их кредитном договоре есть пункт о том, что банк оставляет за собой право изменять процентную ставку, как в сторону повышения, так и в сторону уменьшения. Но, ни одна коммерческая структура не повышала ставки даже в сложный период лета 2010 года, когда мы ...
Проблема развития потребительского кредитования
В экономике нашей страны банковский сектор является одним из наиболее динамично развивающихся. В свою очередь, в самом секторе есть направления, переживающие сегодня небывалый подъем. Одним из таких направлений, без сомнения, можно назвать потребительское кредитование. Рост числа выдаваемых физич ...
Возникновение и развитие банковской конкуренции
Реальная банковская конкуренция появилась во второй половине XIX века. До этого времени конкуренции как таковой не было из-за относительно малого количества банков, не насыщенности рынка, что способствовало возможности расширения рыночной ниши без вступления в конкурентную борьбу; считалось нечестн ...