Третий объектный уровень - компания-заемщик, проектная компания или инициатор инвестиционного проекта, периодически несвоевременно исполняет обязательства перед коммерческим банком. Допускались просроченные платежи по одному или нескольким обязательствам. Денежный поток, генерируемый инвестиционным проектом, неустойчив, вероятность его сокращения, в случае неблагоприятных перемен в финансовых и экономических условиях, высокая. Возможность неисполнения кредитных обязательств со стороны заемщика или наступления отрицательных параметров реализации проекта оценивается как высокая. Экспертиза построена на рассмотрении совокупности стандарт-факторов, влияющих на процесс инвестиционно-кредитной экспертизы, связанные со структурой акционерного капитала и внутренней структурой; с кредитной историей и деловой репутацией; с финансовым состоянием; с эффективностью управления; с позицией в отрасли и регионе, производственным оснащением и уровнем использования современных технологий; с выполнением графика реализации инвестиционного проекта и его точного соответствия первоначальным параметрам.
По результатам анализа влияние каждого стандарт-фактора оценивается как низкое, среднее и высокое в соответствии с основными параметрами, определенными предлагаемой экспертной моделью инвестиционного проекта.
После оценки по шкале влияния стандарт-фактора подводятся итоги комплексной оценки. Проводится дифференциация компаний-заемщиков, проектных компаний или инициаторов проекта по уровню факторного влияния.
Негативная информация о способности должников выполнять свои обязательства аккумулируется в ходе проведения филиалом кредитного мониторинга. Обобщение практики белорусских банков позволили определить основные сигнальные моменты, помогающие в ходе кредитного процесса выявить потенциальные проблемные кредиты.
Таблица 21
Потенциальные проблемы возврата долгосрочного кредита клиентами
Сигналы |
Формы проявления |
Из истории клиента |
Допущение клиентом в прошлом несвоевременного погашения кредитов и уплаты процентов |
Наличие просроченной задолженности по кредитам, полученным в других банках | |
Недавняя финансовая несостоятельность клиента | |
Расхождения и противоречия в информации о клиенте | |
Касающиеся руководства и управления клиентом |
Невысокие моральные качества руководителя |
Неуравновешенный характер руководителя | |
Появление негативной информации о руководстве | |
Внезапные проверки налоговых органов, КГК и т.п. | |
Частые смены в руководстве | |
Стремление руководства ускорить кредитный процесс | |
Отражающие производственную деятельность клиента |
Принадлежность клиента к отрасли, испытывающей проблемы |
Изменение законодательства, затрагивающего какие-либо аспекты деятельности клиента | |
Использование морально устаревшего оборудования | |
Производство неконкурентной продукции, затоваренность склада | |
Высокая зависимость от ограниченного круга поставщиков | |
Низкая диверсификация круга покупателей | |
Низкий уровень контроля клиента за своими дебиторами | |
Относящиеся к организации кредитования |
Клиент нечетко формулирует цели, на которые планирует направить кредит |
У клиента отсутствует программа погашения кредита, он не может назвать конкретных источников погашения долга | |
Недостаточно обоснован срок погашения кредита | |
Отсутствуют вторичные источники погашения кредита | |
Клиент не имеет материального (сырьевого и т.д.) обеспечения | |
Кредитная заявка клиента плохо обработана | |
Пересмотр условий кредитования | |
Изменения в сфере погашения кредита | |
Просьба о пролонгации кредита | |
Отклонения показателей хозяйственно-финансовой деятельности компании-клиента от плановых или ожидаемых | |
Отклонения в системе контроля и учета клиента |
Полезные статьи:
Анализ организации банковского кредитования физических лиц на примере
Омского «Первомайского» отделения ОТП Банка
«Правила кредитования физических лиц ОТП Банком России и его филиалами» от 30.07.2003 г. № 442-2-н являются основным нормативным документом ОТП Банка России по кредитованию физических лиц. Правила определяют общий порядок кредитования. Особенности предоставления отдельных видов кредита, оформление ...
Архитектура корпоративной сети банка
Касаясь вопроса предпочтительной архитектуры банковской сети, можно отметить, что наиболее распространенной в европейских странах и актуальной на сегодня для российских банков является топология "звезда", простая или многоуровневая, с главным офисом в центре, соединенным с региональными о ...
Информационно-методическая основа
формирования клиентской политики и планирование портфеля розничных банковских
продуктов
Основными понятиями для клиентской политики банка является "клиент" и "клиентская база". Под клиентами хозяйствующего субъекта традиционно понимаются лица (юридические и/или физические), пользующиеся его услугами. Данное определение принимается за основу при определении клиента ...