Изменения в экономике и причины возникновения биржив условиях НЭПа

Другие материалы » Биржи во времена НЭПА » Изменения в экономике и причины возникновения биржив условиях НЭПа

Страница 1

Распределительный механизм, созданный государством еще в годы Гражданской войны, широко использовал работу потребительской кооперации. В августе 1918 г. был принят Декрет об обязательном обмене, в котором кооперация рассматривалась как инструмент распределения продуктов. В ноябре 1918 г., когда все торговые предприятия были национализированы, склады и лавки кооперативов остались в их управлении, но под контролем Наркомпрода. Последний назначал своих представителей в правление областных и губернских объединений кооперативов. (Эта мера совпала с временным возвращением меньшевиков и эсеров в Советы.) Национализация московского Народного банка покончила с финансовой независимостью кооперативов.

В декабре 1918 г. Съезд рабочих кооперативов усилил представительство в Центросоюзе для этой категории объединений. В марте 1919 г. все типы кооперативов (рабочие и общегражданские) объединялись в единый распределительный орган — Потребительскую коммуну, в которую «включалось все население». Потребительские коммуны объединялись в губернские союзы, избиравшие своих делегатов в Центросоюз (система кооперативов повторяла систему Советов); кооперативный отдел ВСНХ был закрыт, и контроль за системой возлагался на Наркомпрод.

В январе 1920 г. имущество производственных и кредитных кооперативов было передано потребительской кооперации, создана единая сеть кооперации во главе с бюрократизировавшимся Центросоюзом. Завершилось огосударствление кооперации.

В РСФСР Наркомат продовольствия, которому в самом начале нэпа были поручены товарообменные операции (с использованием кооперативного распределительного аппарата), вскоре утратил эту функцию. В мае 1922 г. при СТО была создана Комиссия по внутренней торговле (Комвнуторг), преобразованная в 1924 г. в Наркомат внутренней торговли. Наркомпрод при этом был ликвидирован. В 1925 г. Наркомторг объединился с Наркомвнешторгом[7].

В марте 1921 г. Х съезд РКП(б) принял резолюцию «О замене продовольственной разверстки продовольственным налогом». Разверстка как способ государственных заготовок заменялась натуральным налогом, не стесняющим «правильного и спокойного ведения хозяйства на основе свободного распоряжения земледельцем своими хозяйственными ресурсами». После сдачи налога производители получали право обменивать оставшиеся у них «излишки» на нужные им товары.

Обмен предполагалось проводить как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах. Закон допускал обменные операции только в пределах «местного хозяйственного оборота». В общегосударственном масштабе товарообмен планировался вначале как система дополнительных заготовок сельхозпродукции, осуществляемых после уплаты населением налога. Проведение товарообмена должно было сдерживать развитие частной торговли и подготовить условия для последующей замены торговли натуральным продуктообменом.

По Генеральному договору, заключенному Наркомпродом с Центросоюзом, товарообменные операции сосредоточивались в руках потребительской кооперации. Контрольные функции и право устанавливать обменные эквиваленты Наркомпрод оставлял за собой. Нередко продорганы на местах своими действиями стесняли операции потребкооперации. Развитие свободного обмена весной 1921 г. вызвало новое оживление «мешочничества», в производящие губернии хлынула огромная масса индивидуальных заготовителей. Кооперации, не располагавшей большими средствами, приходилось конкурировать с частными торговцами; монополии, предоставленные кооперации, не соответствовали ее реальным возможностям. Уже в июне 1921 г. Центросоюз предложил перейти от натурального обмена к купле-продаже[8].

Страницы: 1 2 3 4

Полезные статьи:

Сообщения SWIFT
Одно из основных направлений деятельности общества заключается в разработке унифицированных средств обмена финансовой информацией. С этой целью создана и продолжает совершенствоваться структурированная система финансовых сообщений, с помощью которой можно осуществлять практически весть спектр банко ...

Правовая природа лицензирования банковской деятельности
Банковская деятельность, во-первых, затрагивает имущественные интересы неограниченного круга субъектов, а во-вторых, в силу своей специфики способна оказывать решающее влияние на экономические процессы в стране в целом. Указанные обстоятельства являются вполне закономерной предпосылкой для установл ...

Государственное регулирование рынка ценных бумаг в РФ
К органам государственного регулирования относятся: 1) ФКЦБ; 2) Минфин РФ; 3) ЦБ РФ; 4) Комитет по управлению государственным имуществом РФ; 5) Антимонопольный комитет; 6) МНС РФ; 7) Минюст РФ; 8) Государственный комитет по надзору за деятельностью страховых организаций и т.д. Государственное регул ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mostbanks.ru