Таким образом, с одной стороны, безработица как следствие восстановления народного хозяйства не могла уже быть разрешена военно-принудительными методами. Она требовала мер экономического порядка. С другой стороны, очень пестрый состав идущих работу и источников пополнения рынка труда, большая доля структурной безработицы требовали социальных мер. Правительство решилось на методы государственного регулирования рынка труда.
В развитии институтов государственного регулирования рынка труда и трудового посредничества можно выделить два периода: 1) адаптация государственного посредничества к нуждам рынка (1921-1924 гг.); 2) его демонополизация (1924-1927 гг.). Становление трудового посредничества на первом этапе НЭПа определялось идеологическими установками о помощи рабочему классу. Государственное регулирование означало, что все операции по найму сосредоточиваются в одном месте, а работа распределяется в порядке общей очереди между добровольно обращающимися на биржу и в связи с принципом наибольшей нуждаемости[17].
Однако новые методы отличались от практики трудмобилизации, во-первых, правом безработного не регистрироваться, если он не намерен трудиться, во-вторых, правом отказаться от предлагаемой работы. Работодатель, хотя и нес уголовную ответственность за нанятых, не мог отказаться от присланного работника. Услуги биржи труда стали бесплатными, принципы ее деятельности закреплялись Постановлением НКТ (Наркомтруда) от 12.04.1922 г.
В 1922 г. Органы распределения переименованы в Биржи труда, органом управления стал Комитет биржи. В постановлении говорилось о новых формах связи с профсоюзными органами, с одной стороны, и с хозорганами - с другой. Предполагалось предоставление работы в первую очередь членам профсоюзов, которые руководили работой экспертных комиссий при биржах труда, осуществляли контроль за вольным наймом и т.п. Внутри биржи организовывали профсекции, возглавляемые выдвиженцами профсоюзов.
Установка на охват всего рынка труда привела к перегрузке бирж. На них легли статистические процедуры, переброски излишков рабочей силы, контроль за соблюдением трудового права, мероприятия по социальной помощи и, наконец, посреднические операции. Сюда включались также регистрация спроса и предложения труда по профессионально-квалификационному признаку, экспертиза безработных для подтверждения квалификации, подбор и посыл работников по заявленному спросу. На практике процедура посредничества выглядела так: биржа труда регистрирует всех обращающихся в качестве безработных, а затем выдает специальные билеты, предоставляющие льготы по уплате налогов и коммунальных платежей. В первую очередь биржи заботились о социально незащищенных слоях, трудоустройство которых в условиях конкуренции было особенно сложным. Правда, несовершенная система учета безработных обесценивала титанические труды статистиков[18].
Во-первых, предоставление льгот усилило поток мнимых безработных, которые, пользуясь правом отказа от работы, затрудняли работу биржи, делали невозможным подсчет истинных масштабов безработицы. Сотрудники биржи не успевали проверить квалификацию и отсутствие заработка у каждого соискателя. Административные меры "чистки", предпринятые в 1922-1923 гг., позволили снять с учета от 30% до 60% граждан. Однако потери восполнялись в считанные месяцы. После второй чистки был введен новый принцип регистрации - по признаку стажа и квалификации. Квалифицированные посылались на работу в первую очередь, остальные регистрировались как "ищущие труда". Во-вторых, не все квалифицированные рабочие регистрировались на бирже труда. Ограничение в регистрации способствовало развитию подпольного рынка труда. В-третьих, профсоюзы требовали снимать с работы не члена профсоюза с заменой его членом профсоюза. Поскольку достаточно было проработать где-нибудь один месяц по найму, чтобы вступить в профсоюз и стать "пролетарским элементом", в числе безработных к 1924 г. оказалось 42,1% членов профсоюзов, требовавших внеочередного трудоустройства.
Полезные статьи:
Договор обязательного страхования гражданской
ответственности владельцев транспортных средств как основание возникновения
страховых обязательств
Закон об ОСАГО определяет договор страхования следующим образом: под договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств следует понимать «договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступ ...
Посткризисная модель потребительского кредитования в России
Рассмотрев практику применения потребительского кредитования целесообразно выделить определенную модель, которая будет существенно отличаться от той, которая существует сейчас, так как на данный момент у нас нет прогресса. Макроэкономическая стабилизация в целом и преодоление инфляции, в частности, ...
Теоретические основы ДБО
Основой электронного банковского обслуживания являются операции с банковскими картами. Банковская пластиковая карта - это одна из разновидностей финансовых карт, которая является персонифицированным платежным средством, предназначенным для оплаты товаров, услуг, а в некоторых случаях и для совершен ...