Вопросам правового регулирования эмиссии безналичных денежных средств отводится необоснованно мало места в финансовом праве. Однако эта проблема весьма актуальна по следующим причинам. Прежде всего, эмиссия денежных средств – составная часть денежной системы Российской Федерации. Правовые основы денежной системы – часть финансового права как отрасли права, как учебной дисциплины, науки и отрасли законодательства. Финансово-правовая наука до последнего времени исследовала лишь вопросы, связанные с эмиссией наличных денег. Свидетельством недостаточной изученности правом вопросов безналичной эмиссии можно считать следующий факт. В учебниках по финансовому праву в разделе, посвященном проблемам денежного обращения и денежной системы, при рассмотрении денежной эмиссии вопрос о безналичной денежной эмиссии даже не упоминается или обозначается несколькими фразами.
Во-вторых, денежный оборот современных государств в подавляющем своем большинстве – это безналичный оборот. Более того, "в государстве с развитой денежной системой безналичные деньги могут в любое время обращены в наличные деньги и наоборот".*(3) Как утверждают специалисты, Россия и все мировое сообщество стоят на пороге денежной революции, характеризующейся переходом к электронным деньгам, исключительно безналичному денежному обращению, а также отказу от использования бумажных денег. В условиях отмирания наличных денег отсутствие комплексных исследований, а также серьезные пробелы и противоречия в правовой регламентации безналичной эмиссии требуют особого внимания законодателя.
В-третьих, как показал опыт Соединенных Штатов Америки, неограниченная эмиссия безналичных денежных средств банками в ходе кредитования физических и юридических лиц может повлечь за собой экономический и финансовый кризисы. Так, по мнению многих специалистов, основной причиной экономического кризиса США последних лет послужило увеличение объема безналичных денежных средств в процессе выдачи кредитов, что стало возможным в отсутствие соответствующего законодательного ограничения эмиссии безналичных денежных средств.
В целях рассмотрения вопроса о коллизиях правового регулирования безналичной эмиссии в нашей стране, прежде всего, обратимся к вопросу, что такое эмиссия?
В основе правового регулирования лежит экономическая категория. Различают несколько видов эмиссии.
Простая эмиссия – создание денег за счет увеличения счетов так называемых, финансовых лиц, например, министерства финансов. Такая эмиссия характеризуется простым увеличением денежной массы при отсутствии чьих-либо обязательств. Простая эмиссия использовалась, в частности, в СССР.
Кредитная эмиссия – создание новых денег под процент и на срок в виде кредита. Такой кредит погашается по окончании срока его выдачи путем предоставления нового кредита. И так неограниченное число раз. Кредитная эмиссия используется в некоторых странах. Экономисты называют ее замаскированная формой эмиссии. Но, в отличие от простой эмиссии, раз запущенный процесс кредитной эмиссии уже не может быть остановлен, он должен продолжаться до бесконечности, причем объем эмиссионных денег (и соответственно объем формальных кредитных обязательств государства) нарастает лавинообразно.
Полезные статьи:
Роль депозитов физических лиц в формировании
ресурсов коммерческих банков
Депозиты физических лиц имеют все большее значение в качестве источников ресурсов российских банков. Их доля в структуре пассивов постоянно возрастает и уже превысили 25% (табл. 2.1). В тоже время, известно, что доля банковских сбережений в общем объеме сбережений граждан не превышает 20-30%, что г ...
Проблемы кредитной политики коммерческого банка
В последние годы мы наблюдали очень быстрое развитие банковской системы Республики Казахстан, соответственно, с каждым годом увеличивалась значимость банков для развития отечественной экономики. Рост банковского сектора в основном был обеспечен внешними источниками фондирования, в результате чего б ...
Должностные инструкции работников компании
Руководителя страхового отдела: Руководитель страхового отдела –организует и контролирует розничные и корпоративные продажи, мероприятия по оперативному маркетингу, проводит переговоры с партнерами и корпоративными клиентами Территориального подразделения, обеспечивает качественный состав агентов и ...