Заемная эмиссия – самый опасный вид эмиссии. Она осуществляется путем выпуска временных заемных обязательств с процентами, которые погашаются новыми заемными обязательствами. Часть этих заемных обязательств скупает на свободном (вторичном) рынке центральный банк (в США это Федеральная резервная банковская система) с целью поддержания спроса на эмиссионные деньги.
Рис.3 Федеральная резервная банковская система.
Заемная эмиссия представляет эффективный инструмент управления денежно-финансовой системой в условиях стабильной системы. Однако заемная эмиссия опасна тем, что при падении доверия к государству могут быть предъявлены к оплате все заемные обязательства, а это означает крах денежно-финансовой системы и самого государства.
При правовом анализе безналичной эмиссии следует учитывать, что с позиций экономистов понятия "выпуск денег в оборот" и "эмиссия денег" неравнозначны. Вероятно, именно это обстоятельство привело к большой путанице на правовом уровне.
С позиции некоторых ученых-правоведов, эмиссия – это выпуск денег в обращение. Такой подход соответствует взглядам советской финансовой науки на вопросы денежной эмиссии. Высказывается и другая позиция. Например, Е.Ю. Грачева считает, что под эмиссией денег следует понимать выпуск денег в оборот, ведущий к увеличению денежной массы, находящейся в обороте. При этом ученый справедливо указывает, что в условиях рыночной экономики эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк, а эмиссию безналичных денег – коммерческие банки, что регулируется также центральным банком страны.
С экономических позиций "выпуск денег в оборот" и "эмиссия денег" имеют иное соотношение. Выпуск денег в оборот – это порядок эмиссии наличных денежных средств, которое не связано с увеличением денежной массы.
Эмиссия денег – это порядок увеличения денежной массы, включающей увеличение как наличных, так и безналичных денег. Названную терминологию и ее определение логично было бы использовать и правом финансовым.
С правовых позиций эмиссия денег бывает двух видов: эмиссия наличных денежных средств и эмиссия безналичных денег.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась достаточно интересная ситуация в правовом регулировании безналичной эмиссии. Рассмотрим ее.
Рис.4 Схема налично-денежного оборота на примере России.
Согласно статье 71 Конституции денежная эмиссия находится в исключительном ведении Российской Федерации. Одновременно статья 106 Основного закона, развивая названное положение статьи 71, закрепляет, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам денежной эмиссии. Из названных статей Конституции напрашивается однозначный вывод: вопросы денежной эмиссии имеют государственное значение и государственный приоритет. Исходя из статей 106 и 71 Основного закона, эти вопросы стоят в одном ряду с вопросами федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования. По справедливому высказыванию Я.А. Гэйвандова, денежная эмиссия имеет конституционно-правовой характер. Более того, публично-правовой характер денежной эмиссии означает, что она должна быть направлена на обеспечение интересов всего общества и не может проводиться в корпоративных интересах отдельных политических, социальных или экономических групп.
Полезные статьи:
Первый этап , с 80-х годов до 1917 г
В этот период социальное страхование в России развивалось в едином русле с аналогичными системами других стран (Германии, Франции, Австрии). Необходимо отметить, что обязательное устройство касс страхования восходит еще к 1861 году, когда в России был принят закон о «вспомогательных товариществах» ...
Правовые проблемы развития рынка страховых услуг в условиях
рыночных преобразований в Российской Федерации
На рубеже веков в Российской Федерации страхование привлекает все больше внимания законодательной и исполнительной властей. Страховая деятельность способствует бюджетному наполнению через использование налогового механизма, снижает бюджетные расходы на покрытие потерь, возникших в результате стихий ...
Факторы, являющиеся основанием для отказа в предоставлении кредита
Факторы, являющиеся основанием для отказа в предоставлении кредита: 1. С даты государственной регистрации заемщика прошло менее 1 года, за исключением: · изменения наименования и/или реорганизации; · образования юридического лица на основании бизнеса индивидуального предпринимателя при условии сохр ...