Система управления банковскими рисками — это совокупность приемов (способов и методов) работы персонала банка, позволяющих обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к исключению или снижению его отрицательных последствий. Эта система управления может быть описана на основе разных критериев.
Исходя из видов банковских рисков, в этой системе можно выделить блоки управления кредитным риском, риском несбалансированной ликвидности, процентным, операционным, потери доходности, а также комплексные блоки, связанные с рисками, возникающими в процессе отдельных направлений деятельности кредитной организации. При другой системе классификации рисков в качестве самостоятельных блоков выделяются подсистемы управления индивидуальными (частными) рисками и блок управления совокупными рисками. К первому блоку относятся управление риском кредитной сделки и других видов операций банка, ко второму — управление рисками различных портфелей банка — кредитного, торгового, инвестиционного, привлеченных ресурсов и т.д.
Имеются особенности управления рисками на разных уровнях. В соответствии с этим различаются подсистемы управления рисками на уровне банка в целом, уровне центров финансовой ответственности (ЦФО), групп клиентов и банковских продуктов. На базе такого критерия, как технология управления рисками система управления банковскими рисками может быть описана как совокупность следующих элементов: выбор стратегии деятельности банка, способствующей минимизации рисков; система отслеживания рисков; механизм защиты банка от рисков.
Выбор стратегии работы банка осуществляется на основе изучения рынка банковских услуг и отдельных его сегментов. К числу наиболее рисковых стратегий относятся, как известно, стратегия лидера и стратегия, связанная с продажей новых услуг на новом рынке. Рискованность этих стратегий сглаживается, если банк на других сегментах рынка продолжает работать со старой клиентурой, предлагая ей отработанный пакет услуг. Относительно рискованна и стратегия работы с VIP-клиентами, предполагающая индивидуализацию услуг. Система отслеживания рисков включает способы выявления (идентификации) риска, приемы оценки риска, механизм мониторинга риска. Механизм защиты банка от риска складывается из текущего регулирования риска и методов его минимизации. При этом под текущим регулированием риска понимается отслеживание критических показателей и принятие на этой основе оперативных решений по операциям банка. Наконец, в аспекте организации процесса управления рисками рассматриваемая система предполагает выделение следующих элементов управления:
· субъекты управления;
· идентификация риска;
· оценка степени риска;
· мониторинг риска.
Все элементы этого описания системы управления банковскими рисками, как и предыдущего, представляют собой различное сочетание приемов, способов и методов работы персонала банка. Остановимся подробнее на отдельных элементах данного построения системы. Субъекты управления банковскими рисками зависят от размеров и структуры банка.
Но общим для всех банков является то, что к их числу можно отнести:
· руководство банка, отвечающее за стратегию и тактику банка, направленные на рост прибыли при допустимом уровне рисков;
· комитеты, принимающие решения о степени определенных видов фундаментальных рисков, которые может принять на себя банк;
· подразделение банка, занимающееся планированием его деятельности;
· функциональные подразделения, отвечающие за коммерческие риски, связанные с направлениями деятельности этих подразделений;
· аналитические подразделения, предоставляющие информацию для принятия решений по банковским рискам;
· службы внутреннего аудита и контроля, способствующие минимизации операционных рисков и выявлению критических показателей, сигнализирующих о возможности возникновения рисковой ситуации;
· юридический отдел, контролирующий правовые риски.
Полезные статьи:
Режимы работы банкоматов
Банкоматы могут работать в двух режимах: off-line и on-line. При работе в off-line режиме, банкоматы не связаны с центральной БС в режиме реального времени и работают независимо (реализуется режим отсроченных платежей). Обычно банкоматы, работающие в этом режиме, фиксируют (записывают) информацию о ...
Медицинское страхование
1. поликлиника не имела оснований в отказе студенту, т.к. страховой полис считается действительным на всей территории РФ. Письменная жалоба является официальным обращением гражданина к конкретному должностному лицу. Это лицо обязано, в со ответствии с законодательством, не только отреагировать на э ...
Ознакомление с организацией деятельности коммерческого банка
В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности » Открытое акционерное общество Сбербанк России имеет Генеральную лицензию № 1481 от 30 августа 2010 года на осуществление банковских операций. (Приложение 1) Сберегательный банк Российской Федерации является одним из крупнейш ...