До развития кризисных явлений роль IPO как источника привлечения капитала в российскую экономику усиливалась. Так, только за четыре предкризисных года (2004-2007гг.) объем IPO российских компаний увеличился в 29 раз, а количество – более чем в 4 раза. В то же время в нашей стране отсутствует единая трактовка понятия IPO, и, более того, до сих пор отечественными авторами не предпринималось попытки свести воедино и обобщить различные точки зрения на определение данного понятия (следует отметить, что и в международной практике IPO не имеет четкого юридического определения. По этой причине часто возникает вопрос, насколько правомерно относить тот или иной выпуск ценных бумаг к IPO.
Сначала обратимся к российскому законодательству. В настоящее время только в одном документе упоминается термин IPO – в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008гг.), утвержденной Правительством РФ от 19 января 2006г. №38-р. В нем IPO определяется как «первичное публичное размещение акций» (ч.II, п.7).
Разберемся, что законодатель вложил в данное определение. Поскольку в вышеуказанном документе IPO рассматривается применительно только к акциям, которые являются эмиссионными ценными бумагами, то обратимся к Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ, регулирующему их выпуск.
При IPO, как это следует из российского законодательства, акции могут размещаться только через открытую подписку, под которой Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (п.6.2.1), утвержденные приказом ФСФР России от 25 января 2007 г. №07-4/пз-н, понимают «адресованное неопределенному кругу лиц приглашение делать предложение (оферты) о приобретении размещаемых ценных бумаг». Это вытекает из определения публичного размещения (оно дается в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг», ст.2), под которой понимается «размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг».
Чтобы завершить рассмотрение понятия IPO согласно российскому законодательству, остается в словосочетании «первичное публичное размещение акций» раскрыть смысл слова «первичное». Исходя из лексического значения данного слова можно сделать вывод, что публичное размещение будет являться первичным в случае, если оно проводится в первый раз. Такая точка зрения широко распространен, она приводится в учебной литературе. Однако, как будет показано далее, в экономической литературе существует и другое мнение относительно толкования первичности или вторичности того или иного размещения ценных бумаг.
Надо обратить внимание также на место проведения первичного публичного размещения акций. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (ст.2) допускает публично размещать акции в том числе на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, то есть как на биржевом, так и на внебиржевом рынке.
Таким образом, основываясь на российском законодательстве, выделим следующие основные признаки, характеризующие IPO:
· способ отчуждения – размещение;
· способ размещения – открытая подписка;
· вид размещаемых ценных бумаг – акции;
· место проведения размещения – фондовые биржи или внебиржевой рынок;
Полезные статьи:
РЦБ как дополнительный источник финансирования
экономики
В настоящее время существует три рынка ценных бумаг, которые участвуют в финансировании экономики: внебиржевой, фондовый (биржевой) и уличный. Внебиржевой рынок обращения ценных бумаг представляет собой важный элемент кредитно-финансовой надстройки, т.к. охватывает новые выпуски ценных бумаг и осущ ...
Проводки по учету банком-кредитором предоставления
кредитов
Проводки по учету банком-кредитором предоставления кредитов в рублях заемщику, счет которого открыт в банке-кредиторе, представлены ниже. Содержание операции Дебет Кредит На расчетный счет клиента (юридического лица) зачислена сумма предоставленного кредита 452.03-08(А), 456.01-06(А) 40702(П), 4081 ...
Основные особенности жилищного страхования в РФ
Особенности современного рынка страхования в жилищной сфере заключаются в отсутствии сформировавшихся в нем организационно-экономических и правовых условий, несовершенстве системы управления в области страховой защиты в жилищной сфере, требующих разработки комплексного подхода к методам его функцио ...