К органам государственного регулирования относятся:
1) ФКЦБ;
2) Минфин РФ;
3) ЦБ РФ;
4) Комитет по управлению государственным имуществом РФ;
5) Антимонопольный комитет;
6) МНС РФ;
7) Минюст РФ;
8) Государственный комитет по надзору за деятельностью страховых организаций и т.д. Государственное регулирование РЦБ осуществляется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию. К прямому вмешательству относится:
1) законодательная деятельность представителей органов власти (Федеральное собрание);
2) постановления и распоряжения органов государственной власти (Правительство РФ);
3) меры, принимаемые другими органами (ФКЦБ, Минфин). В государственном департаменте РФ создан ряд комитетов, ответственных за разработку законопроектов, к ним относятся: комитет по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности; подкомитет по законодательству о финансовых институтах, фондовом рынке и страхованию; подкомитет по банкам. Правительство РФ осуществляет общее руководство развития и функционирования РЦБ с помощью федеральных органов исполнительной власти. ФКЦБ, созданная в ноябре 94 г., объединяет ведущих специалистов в администрации Президента, ЦБ, Минфина, Госкомимущества и т.д. Комиссия утверждает стандарты по эмиссии ценных бумаг, занимается государственной регистрацией фондовых бирж. Минфин является основным исполнительным органом, регулирующим фондовый рынок в части: регламентации правил совершения операций с ценными бумагами; регулировании учета и отчетности, лицензирования финансовых брокеров; контроль приобретения крупных пакетов акций. ЦБ РФ осуществляет лицензирование, регулирование операций с ценными бумагами, аттестацию специалистов по работе с ценными бумагами и т.д. Российский фонд федерального имущества регулирует продажу акций в процессе приватизации, управляет портфелем акций государства и т.д. Госкомимущество РФ регулирует порядок создания депозитариев, порядок применения доверительной собственности (траста), создание холдинговых компаний, контролирует деятельность чековых инвестиционных фондов Антимонопольный комитет согласует крупнейшие выпуски ценных бумаг, приобретение 35% и более акций одного эмитента или акций, обеспечивающих более 50% голосов. Минэкономики РФ участвует в разработке политики формирования РЦБ, подготавливает законопроекты. Основные цели регулирования:
1. Поддержание порядка на РЦБ и создание нормальных условий для работы всех его участников.
2. Защита от мошенничества и недобросовестности физических и юридических лиц.
3. Обеспечение свободного ценообразования в зависимости от спроса и предложения.
4. Создание эффективного рынка со стимулом к предпринимательской деятельности.
5. Создание новых и поддержка необходимых для общества рынков.
Большая роль на РЦБ принадлежит созданным по инициативе участников рынка и на профессиональной основе саморегулируемым органам: дилеров, брокеров, депозитариев, инвестиционных фондов и др. специальных институтов РЦБ. Их функции: саморегулирование деятельности участников на РЦБ, поддержка высоких профессиональных стандартов и подготовка персонала, развитие инфраструктуры финансового рынка, проведение совместных научных разработок. Надзор за их деятельностью осуществляет ФКЦБ РФ.
Полезные статьи:
Этапы прохождения сделок с ценными бумагами
Биржевыми сделками на фондовом рынке являются действия сторон, направленные на получение биржевых ценностей, прибыли, страхования (хеджирования) биржевых рисков. Гражданский кодекс дает точное определение сделки: «Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, ...
Развитие мирового ипотечного рынка
Обзор основных мировых практик ипотечного кредитования. В Германии ипотека осуществляется по разным схемам различными кредитными учреждениями, но наибольший удельный вес, до 30%, занимают стройсберкассы (ССК), работающие по закрытой модели финансирования и использующие в основном собственные средст ...
Разработка стратегии коммерческого банка и контроль за достижением
поставленных целей
Рассмотрим основные вехи конкретной работы коммерческого банка в разработке маркетинговой стратегии. Планирование в этой области начинается с формирования группы из опытных специалистов по экономическому прогнозированию, которые подготавливают детальный анализ сильных и слабых сторон банка, благопр ...