Динамика прибыльности коммерческих банков

Другие материалы » Финансовая устойчивость коммерческих банков » Динамика прибыльности коммерческих банков

Страница 1

Динамика прибыльности коммерческих банков отражает основные тенденции развития кредитных организаций: при получении прибыли банки работают эффективно, у них появляется потенциал для развития и расширения своей деятельности; убыточные банковские учреждения не только испытывают финансовые трудности, но и они могут быть исключены из системы страхования вкладов, поскольку не удовлетворяют ее требованиям, а в худшем случае при наличии систематических убытков и неспособности выполнять свои обязательства перед вкладчиками и кредиторами их могут в судебном порядке признать банкротами и ликвидировать в соответствии с законодательством. Для оценки прибыльности банков, с одной стороны, необходимо рассмотреть структуру их доходов и расходов, а с другой – динамику конечных финансовых результатов деятельности банковского сектора в абсолютных и относительных показателях.

В кризисный период произошло значительное изменение структуры доходов и расходов коммерческих банков (Приложение 8). В 2008 году основными источниками получения средств были доходы, полученные от операций с иностранной валютой (36,9%), доходы от уменьшения сумм резервов на возможные потери (25,8%) и процентные доходы по средствам, предоставленным физическим и юридическим лицам (15,4%). Доходы по вложениям в ценные бумаги составляли менее 10% от общего объема доходов, остальное приходилось на прочие доходы (13,8%). На 1 января 2011 года удельный вес доходов от операций с иностранной валютой увеличился фактически в 2 раза (до 72,0%). Соответственно доля остальных статей доходов за время кризиса значительно снизилась.

Аналогичная ситуация наблюдается относительно структуры расходов коммерческих банков: удельный вес расходов по операциям с иностранной валютой на 1 января 2011 г. увеличился на 33,3 п.п., доля процентных расходов по привлеченным средствам физических и юридических лиц снизилась на 3,1 п.п., по операциям с ценными бумагами – на 4,0 п.п., на организационные и управленческие расходы – на 4,1 п.п. и т.д.

Исходя из этого, приоритетным направлением деятельности для коммерческих банков в условиях финансового кризиса являлись операции с иностранной валютой, которые объясняются наличием значительных девальвационных ожиданий банковского сектора в отношении рубля, что послужило поводом для увеличения доли валютной составляющей в принадлежащих им активах.[25]

За время кризиса многократно упала величина прибыли прибыльных коммерческих организаций (Приложение 9), которая на за 2010 год составила всего 56,0% от аналогичного показателя за 2008 год. В противовес прибыли был зафиксирован рост убытков банковского сектора. Так, если на 1 января 2009 года суммарный убыток убыточных организаций составлял менее 1 млрд. руб., то по итогам 2009 года его величина возросла почти до 38 млрд. руб., а за 2010 год фактически до 80 млрд. руб. Итоговый положительный финансовый результат деятельности банковского сектора за 2008-2010 гг. снизился на 59,6% и составил 205,1 млрд. руб. Также наблюдается снижение количества прибыльных и рост убыточных кредитных организаций. Средний размер прибыли на одну прибыльную кредитную организацию по итогам 2010 года составил 67% от аналогичного показателя за 2008 год, средний убыток на одну убыточную кредитную организацию вырос на 706,3%, а средний положительный финансовый результат на одну кредитную организацию опустился до отметки в 43,3% по отношению к результатам на конец 2008 года.

Таким образом, финансовый кризис оказал существенное отрицательное влияние на конечные финансовые результаты деятельности банковского сектора РФ, что является негативным фактором, достаточно существенно подрывающим стабильность банковской системы страны.

Страницы: 1 2

Полезные статьи:

Понятие банковской услуги их классификация
В современной литературе существует множество определений понятия услуга: 1) Услуга - все виды труда, непосредственно не занятые изменением и приоб­ретением форм материи и сил природы. Это виды труда, кото­рые посредством обслуживания самого потребления вещей, направлены на удовлетворение разнообра ...

Телекоммуникационные технологии и услуги для банковских сетей
Факторы, влияющие на выбор технологии передачи информации, носят экономический, географический и политический характер и связаны, в первую очередь, с политикой национальных телекоммуникационных компаний. Например, в Германии и Австрии, где операторы сетей связи последовательно вкладывали средства в ...

Кредитная политика и организация управления кредитным портфелем в банке
Основой эффективного управления кредитной деятельностью банка является управление портфелем кредитов, что позволяет балансировать и сдерживать риск всего портфеля, ожидая и контролируя риск, присущий тем или иным рынкам, клиентам, кредитным инструментам, кредитам и условиям деятельности. Именно так ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mostbanks.ru