Внутриотраслевая конкуренция бывает двух видов: предметная и видовая. Первая возникает между фирмами, выпускающими идентичные товары, которые различаются лишь качеством изготовления или даже могут вовсе не отличаться (например предоставление банками массового однородного ассортимента - различные виды вкладов). Видовая конкуренция осуществляется между предприятиями, выпускающие товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающиеся по каким-либо существенным параметрам.
С развитием банковского дела и экономики в целом услуги массового характера могут терять свою однородность. В глазах потребителей одни и те же услуги могут носить различные черты, что связано большей частью с репутацией, известностью, господдержкой банка и т.п. Таким образом, внутривидовая конкуренция в банковском секторе существует в большей части как видовая. Это означает, что разработка новых ассортиментных единиц в рамках существующего вида не обеспечит конкурентного преимущества, если она не подкрепляется мерами по формированию потребительских предпочтений.
Межотраслевая конкуренция в экономике осуществляется посредством перелива капитала или функциональной конкуренции.
Для банковского сектора более характерен перелив капитала, который происходит при появлении на банковском рынке новичков или при попытке банков освоения и завоевания доли на новых отраслях и нишах.
На практике для перелива капитала существуют препятствия - входные и выходные барьеры.
Барьер |
Признаки |
Входной |
Отсутствие патентной защиты новвоведений Правовые ограничения банковской деятельности Ограниченность доступа к источникам кредитных ресурсов Дифференциация банковского продукта Высокие издержки по переориентации потребителей |
Выходной |
Проникновение кредитных институтов на новые рынки обычно не связано с их уходом со старых, а осуществляется в рамках диверсификации банковского ассортимента. В связи с этим выходные барьеры не имеют существенного значения для банковского сектора |
Ценовая и неценовая конкуренция.
Особенность ценовой конкуренции на банковском рынке является "отсутствие четкой взаимосвязи потребительной стоимости товара (банковской услуги) и его цены" [1].
Существуют "внешние силы, сужающие возможности ценовой конкуренции:
1. процентные ставки могут подвергаться государственному воздействию
2. существует предел процента, ниже которого банк уже не будет получать прибыль, что могут себе позволить не все. В связи с этим конкуренция все более принимает неценовой характер
Полезные статьи:
Правовые проблемы развития рынка страховых услуг в условиях
рыночных преобразований в Российской Федерации
На рубеже веков в Российской Федерации страхование привлекает все больше внимания законодательной и исполнительной властей. Страховая деятельность способствует бюджетному наполнению через использование налогового механизма, снижает бюджетные расходы на покрытие потерь, возникших в результате стихий ...
Предпосылки возникновения и история создания системы SWIFT
В конце 1950-х годов в результате бурного роста международной торговли произошло увеличение количества банковских операций. Традиционные формы связи между банками (почта, телеграф) уже не могли справиться с объемами банковской информации. Значительное время тратилось на устранение неувязок в докуме ...
О страховой компании "Украинская страховая группа"
"Украинская страховая группа" – современная и динамичная страховая компания национального масштаба. По основным финансовым показателям она входит в первую 10-ку страховщиков Украины. Первая в Украине страховая компания по страхованию АВТОКАСКО. В феврале 2008 года "Украинская страхов ...