Конкуренция - это соперничество рыночных субъектов, заинтересованных в достижении одной и той же цели; это "способ отбора наиболее эффективных вариантов организации труда и производства в широком смысле слова" [2].
Существуют условия, необходимые для возникновения конкуренции, такие как:
Ø Наличие свободных капиталов
Ø Наличие законодательной и иной правовой базы регулирования конкурентных отношений
Ø Возможность свободного перемещения ресурсов, средств и рабочей силы
Ø Наличие необходимой инфраструктуры рынка
Ø Как можно более низкий уровень монополизации экономики и др.
Выделяют следующие признаки конкуренции:
· Существование рынков с альтернативными возможностями выбора
· Наличие субъектов, соревнующихся между собой
· Чередование применяемых мер рыночной политики и ответных мер между конкурентами
Банковская конкуренция - "это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг" [1].
В финансовом секторе банковского рынка можно выделить 3 уровня конкурентной борьбы:
1) конкуренция между коммерческими банками, которые традиционно делятся на универсальные и специализированные;
2) конкуренция со стороны небанковских кредитно-финансовых институтов, а также нефинансовых организаций 3) конкуренция со стороны финансовых конгломератов. Также можно выделить такие уровни, как индивидуальная (конкурентами являются отдельные кредитные институты) и групповая конкуренции (когда в качестве конкурентов выступают группы родственных кредитных институтов - например, объединения сберегательных касс и кредитных товариществ в Германии, проводящие согласованную рыночную политику).
Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.
"Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между фирмами одной отрасли, производящими аналогичные товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту" [1].
"Межотраслевая конкуренция - конкуренция между предприятиями, основная деятельность которых связана с производством совсем разных видов продукции, но которые, диверсифицируя своя деятельность, в погоне за большей прибылью могут переключиться полностью или частично и на нетрадиционные для них виды продукции" [2].
Оба вида конкуренции могут происходить на разных масштабов рынках, причем более "мелкого вида конкуренции", чем внутривидовая, не существует.
При внутриотраслевой конкуренции, в процессе разработки стратегии, банки определяются со своим типом - универсальный или специализированный.
Универсальны банки демонстрируют большую степень диверсификации, их можно охарактеризовать не как многоотраслевые, а как всеотраслевые предприятия, конкурирующие со всеми участниками банковского рынка. В результате они испытывают максимальное давление внутриотраслевой конкуренции. Специализированные банки действуют в меньшем числе отраслей и конкурируют с универсальными банками, а также с банками и небанками, имеющими аналогичную специализацию.
Полезные статьи:
Операции, совершаемые банками с ценными бумагами
Итак, коммерческие банки могут выступать в качестве эмитентов собственных акций, облигаций, могут выпускать векселя, депозитные и сберегательные сертификаты и другие ценные бумаги, в роли инвесторов, приобретая ценные бумаги за свой счет и, наконец, проводить посреднические операции с ценными бумаг ...
Коммерческие банки, их операции и услуги
Коммерческий банк – это кредитная организация имеющий право осуществлять совокупности на основании лицензии ЦБ следующих операций: 1. Привлечение денежных средств от юридических и физических лиц; 2. Размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочнос ...
Проблемы со свободным процентом
Принцип свободы процента - это частный случай принципа свободы договора, установленного ст. 421 Гражданского кодекса РФ. Свобода процентов означает допустимость заключения соглашений о процентах и предполагает самостоятельное определение размера процентной ставки сторонами договора. Размер проценто ...