Конкуренция - это соперничество рыночных субъектов, заинтересованных в достижении одной и той же цели; это "способ отбора наиболее эффективных вариантов организации труда и производства в широком смысле слова" [2].
Существуют условия, необходимые для возникновения конкуренции, такие как:
Ø Наличие свободных капиталов
Ø Наличие законодательной и иной правовой базы регулирования конкурентных отношений
Ø Возможность свободного перемещения ресурсов, средств и рабочей силы
Ø Наличие необходимой инфраструктуры рынка
Ø Как можно более низкий уровень монополизации экономики и др.
Выделяют следующие признаки конкуренции:
· Существование рынков с альтернативными возможностями выбора
· Наличие субъектов, соревнующихся между собой
· Чередование применяемых мер рыночной политики и ответных мер между конкурентами
Банковская конкуренция - "это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг" [1].
В финансовом секторе банковского рынка можно выделить 3 уровня конкурентной борьбы:
1) конкуренция между коммерческими банками, которые традиционно делятся на универсальные и специализированные;
2) конкуренция со стороны небанковских кредитно-финансовых институтов, а также нефинансовых организаций 3) конкуренция со стороны финансовых конгломератов. Также можно выделить такие уровни, как индивидуальная (конкурентами являются отдельные кредитные институты) и групповая конкуренции (когда в качестве конкурентов выступают группы родственных кредитных институтов - например, объединения сберегательных касс и кредитных товариществ в Германии, проводящие согласованную рыночную политику).
Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.
"Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между фирмами одной отрасли, производящими аналогичные товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту" [1].
"Межотраслевая конкуренция - конкуренция между предприятиями, основная деятельность которых связана с производством совсем разных видов продукции, но которые, диверсифицируя своя деятельность, в погоне за большей прибылью могут переключиться полностью или частично и на нетрадиционные для них виды продукции" [2].
Оба вида конкуренции могут происходить на разных масштабов рынках, причем более "мелкого вида конкуренции", чем внутривидовая, не существует.
При внутриотраслевой конкуренции, в процессе разработки стратегии, банки определяются со своим типом - универсальный или специализированный.
Универсальны банки демонстрируют большую степень диверсификации, их можно охарактеризовать не как многоотраслевые, а как всеотраслевые предприятия, конкурирующие со всеми участниками банковского рынка. В результате они испытывают максимальное давление внутриотраслевой конкуренции. Специализированные банки действуют в меньшем числе отраслей и конкурируют с универсальными банками, а также с банками и небанками, имеющими аналогичную специализацию.
Полезные статьи:
Порядок расчетов при прямых корреспондентский отношений
Порядок расчетов между кредитными организациями (филиалами) определяется ими самими с обязательным соблюдением основных принципов и условий, установленных Банком России. Практика проведения расчетов при прямых корреспондентских отношениях до конца 90-х годов основывались на Положении Банка России о ...
Банкнота
Особым видом кредитных денег является банкнота. В условиях золотого монометаллизма банкнота есть не что иное как вексель на банкира, по которому предъявитель в любое время может получить деньги и которым банкир заменяет частные векселя. В этом определении четко отмечены такие два характерных призна ...
Определение категории кредита
При подготовке кредитной заявки кредитный эксперт заполняет анкету, состоящую из критериальных показателей. Сумма набранных баллов определяет категорию кредита. По группе «Качество надежности заемщика» Сбербанком установлены следующие веса основных показателей (табл. П. 1). Таблица П. 1Группа по ...