Круговорот ценной бумаги

Ценная бумага – это всего лишь право, а не какая-нибудь вещь, а потому для неё не существует не стадий производства, ни стадий потребления. Единственное место в экономике, где она может существовать, это сфера обращения. Однако если для товара обращение есть простой переход от одного владельца к другому, так как до этого имел место процесс его производства, а после обращения наступит время использования товара, для ценной бумаги в сфере обращения сосредоточены все этапы её жизни – «рождение, жизнь и смерть», которые в совокупности составляют её кругооборот. Последний распадается на три стадии: выпуск, т.е. обмен ссудного капитала на титул; собственно обращение как переход права собственности на неё от одного владельца к другому; гашение, или изъятие, титула из обращения, или его обратный обмен на действительный капитал.

Перечисленные стадии кругооборота ценной бумаги имеют свои особенности: в первой и третьей стадиях ценная бумага пребывает только однажды, а во второй стадии, в обращении, проходит большая часть её жизни. Если ценная бумага, приносящая доход, по каким-либо причинам не обращается, не переходит из рук в руки, то она по экономической форме превращается в обычный депозит, по которому начисляется установленный для него доход (процент). Однако следует всегда помнить, что экономическая природа ценных бумаг и депозита (например, банковского) различна. Депозит – это форма существования денежного, т.е. действительного, капитала, а ценная бумага может свободно переходить от одного владельца к другому различными рыночными способами.

Экономическое достоинство ценной бумаги состоит в том, что она может постоянно обращаться, в отличии от действительного капитала, для которого процесс обращения – лишь одна из стадий его кругооборота, и чем она короче, тем при прочих равных условиях лучше, так как больший доход может быть создан тем же размером действительного капитала в единицу времени. В форме ценной бумаги действительный капитал получает форму вечного обращения, так как сам он должен «трудится», производить материальный доход (прибавочную стоимость) для всего общества, а обращается по преимуществу его «заместитель» - фиктивный капитал.

Обращение ценной бумаги имеет обратное влияние на неё. Если речь идёт о ценных бумагах, которые не являются доходными, т.е. не есть представители капитала для их владельцев, то обращение может придать ему статус капитала, например, если они перепродаются. Если вести речь о ценных бумагах, которые по своему статусу приносят доход их владельцу, то в ходе обращения последний может получить дополнительных доход.

Поскольку ценная бумага – это особый род капитала, то её рынком является особый рынок – рынок ценных бумаг, на котором титулы капитала (т.е. соответствующие права) обращаются как обычные товары, но у которых потребительной стоимостью является какое-либо право (на доход), а меновой стоимостью – фиктивная стоимость (капитализированный доход). Рынок ценных бумаг – это не совсем то же самое, что рынок товаров и денег. Рынок ценных бумаг - это экономические отношения по поводу их кругооборота, или экономические отношения в связи с их кругооборотом, а стадии кругооборота – это составные части указанного рынка.

Полезные статьи:

Анализ деятельности банков как кредитных организаций
К основным видам кредитных организация относятся банки. Банковская система – наиболее динамично развивающийся сектор экономики Казахстана. По уровню проникновения в экономику (около 90% ВВП) сопоставима с показателями стран Евросоюза. Основные качественные показатели (достаточность капитала и ликви ...

Субъекты кредитных отношений и их характеристика
Как объект исследования кредит состоит из элементов, находящихся в тесном взаимодействии. Такими элементами являются прежде всего субъекты кредитных отношений. Они могут быть удалены друг от друга на разное расстояние, однако характер их взаимных обязательств от этого не меняется. Субъекты кредитно ...

Состояние рынка розничных банковских продуктов и позиционирование банка на нем
Современная ситуация на российском банковском рынке характеризуется отсутствием повсеместной практики применения традиционных для западных банков маркетинговых программ. В большинстве своем российские банки ограничиваются проведением имиджевой рекламы, лишь некоторые банки прибегают в своей практик ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mostbanks.ru