Участники рынка ценных бумаг

Страница 1

Участники рынка ценных бумаг – это физические лица или организации, которые продают либо покупают ценные бумаги, обслуживают их оборот и расчёты по ним. Это те, кто вступает между собой в определённые экономические отношения по поводу кругооборота ценных бумаг.

Существуют следующие основные группы участников рынка ценных бумаг в зависимости от их функционального назначения:

· эмитенты (продавцы);

· инвесторы;

· фондовые посредники;

· организации, обслуживающие рынок ценных бумаг;

· органы регулирования и контроля.

Эмитент

– тот, кто выпускает ценные бумаги в обращение и несёт по ним обязательства в пределах установленных имущественных прав перед их собственниками. Это могут быть: государство, коммерческие предприятия и организации.

Инвестор

– юридическое или физическое лицо, которое вкладывает свой реальный капитал от своего имени в ценные бумаги. Это могут быть: население, коммерческие организации, заинтересованные в увеличении (приросте) свободных денежных средств.

Фондовые посредники

– профессиональные участники рынка ценных бумаг, торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг и выполняют такие виды деятельности, как брокерская, дилерская или деятельность по управлению ценными бумагами.

Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг

, - это организации, выполняющие все другие функции на рынке ценных бумаг, кроме функции купли-продажи этих ценных бумаг. Они могут включать:

· организаторов рынка ценных бумаг (фондовые биржи или небиржевые организаторы рынка);

· расчётные центры (расчётные палаты, клиринговые центры);

· депозитарии;

· регистраторов;

· информационные агентства и другие организации, оказывающие услуги участникам рынка.

Государственные органы регулирования и контроля рынка ценных бумаг Российской Федерации включают:

· высшие органы управления (Президент, Правительство);

· министерства и ведомства (Министерство финансов Российской Федерации и д.р.);

· Центральный банк Российской Федерации.

Какие интересы преследует эмитент на рынке ценных бумаг? Основной мотив, который им движет, - это привлечь капитал (денежные ресурсы). Кроме того, продажа ценных бумаг даёт возможность реконструировать собственность, например государственную в акционерную путём приватизации. Путём выпуска ценных бумаг можно улучшить финансовое планирование или управление финансовыми потоками, сделать более мобильными и ликвидными имеющиеся активы компании и т.п.

На другой стороне рынка – инвестор, покупатель ценных бумаг, основная цель которого – заставить свои средства работать и приносить доход. Кроме того, он может быть заинтересован в получении прав, гарантированных той или иной ценной бумагой (например, права голоса). Аналогично эмитенту инвестор приобретает ценные бумаги и для хеджирования, и для управления ликвидностью и т.д.

Рассмотренная классификация участников рынка ценных бумаг является специфической, т.е. присущей только данному рынку.

Поскольку рынок ценных бумаг есть основная часть рынка вообще, постольку состав её участников может быть классифицирован в зависимости от той позиции, какую занимает участник на рынке и по отношению к рынку.

Участник рынка может находиться либо в позиции покупателя, либо в позиции продавца, либо только обслуживать рыночные процессы. На рынке ценных бумаг эмитент всегда занимает позицию только продавца. Другими продавцами ценных бумаг могут быть и инвесторы, и фондовые посредники. Покупателями на данном рынке являются только инвесторы и фондовые посредники. Обслуживают рынок организации фондовой инфраструктуры и органы регулирования рынка.

В зависимости от отношения к рынку ценных бумаг всех лиц, которые так или иначе причастны к нему, можно условно разделить на три группы. К первой группе относятся «клиенты», или «пользователи» фондового рынка. Это эмитенты и инвесторы. Их профессиональные интересы, их основная «деловая жизнь», если так можно сказать, лежат вне рынка ценных бумаг. Этот рынок для них – один из элементов сферы финансовых услуг, которыми они периодически пользуются. Эмитенты обращаются к фондовому рынку тогда, когда им необходимо привлечь долгосрочные или среднесрочные капиталы для финансирования каких-либо своих программ. Инвесторы обращаются к фондовому рынку для временного вложения имеющихся в их распоряжении капиталов с целью их сохранения и приумножения. Эмитентов и инвесторов объединяет то, что рынок ценных бумаг для них – часть «внешней деловой среды», а не профессия и не «основной» профессиональный бизнес.

Вторую группу составляют профессиональные торговцы, т.е. те, кого называют брокерами и дилерами. Это организации, а в ряде стран и граждане, для которых торговля ценными бумагами – основная профессиональная деятельность. Их задача состоит в том, чтобы обслуживать эмитентов и инвесторов, удовлетворять их потребности в выходе на фондовый рынок. Система взаимоотношения «клиенты – профессиональные торговцы» - это «розничный» сегмент фондового рынка , ориентированный на потребности эмитентов и инвесторов. Профессиональные торговцы здесь предлагают клиентам рынка широкий спектр финансовых услуг и финансовых инструментов.

Страницы: 1 2

Полезные статьи:

Изменения во внутренних положениях банков по оценке кредитного риска
При кредитовании юридических лиц 1. Если ранее на этапе выдачи кредита основное внимание уделялось предварительному анализу кредитоспособности, то теперь особое значение приобретает анализ судебных перспектив погашения долга. Оценка правового риска не должна оставаться отдельным элементом, ее необх ...

Провайдеры систем электронного документооборота
Может показаться, что банку, имеющему большое число пользователей системы "банк-клиент", выгодно эксплуатировать собственную телекоммуникационную систему. На самом деле это не так. Оказывается, что целесообразно воспользоваться услугами специализированной фирмы-провайдера. Причины, по кот ...

Стратегия фокусирования
Третья общая стратегия конкуренции — это стратегия фокусирования. Данная стратегия отличается от остальных: она основана на выборе узкой сферы конкуренции в рамках той или иной отрасли. Компания, избравшая стратегию фокусирования, выбирает определенный сегмент или группу сегментов отрасли и направл ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mostbanks.ru