Коммерческие банки, являясь основным элементом кредитно-финансовых отношений в любой экономической системе, выполняют расчетные и кредитные операции и перераспределяют свободные денежные средства.
Банки размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и пр.) и принимают на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами.
Коммерческий банк - автономное независимое коммерческое предприятие, производящее особый, специфический продукт. Он отличается от промышленных предприятий. Деятельность банка сосредоточена не в сфере производства, а в сфере обращения, обмена, сфере услуг.
Основным продуктом коммерческих банков в сфере услуг является предоставление кредита. Особенность банковского кредита состоит в том, что он предоставляется не как некая сумма денег, а как капитал, т.е. предоставленные взаймы денежные средства должны возвращаться в банк с приращением в виде ссудного процента как части вновь созданной стоимости. Предприятие осуществляет свою деятельность преимущественно на собственных ресурсах, а банк аккумулирует чужие средства на началах возвратности.
Однако традиционное представление о банке, как только, о кредитном и расчетно-платежном институте не соответствует современному положению вещей. Сегодня, как было показано в данной работе, коммерческий банк представляет собой универсальный, многофункциональный кредитно-финансовый комплекс, сочетающий депозитно-ссудные, инвестиционные, консультационные и другие банковские операции. Через лизинг, факторинг, проектное финансирование, концентрацию передовой технологии, использование в банковской практике последних достижении науки и техники банки фактически управляют научно-техническим прогрессом и непосредственно участвуют в процессе производства. Кроме того, широкое кредитование бюджетного дефицита и государственного долга усиливает сращивание банков с государственными финансами и позволяет банкам влиять на денежную (и не только денежную) политику страны.
[1] Банковское дело: Учебник / Под ред. Г. Белоглазовой, Л. К. — СПб.: Питер, 2008. — 320с.
[2] Никонова И.А., Шамгунов Р.Н. Стратегия и стоимость коммерческого банка. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 180с.
[3] Саватюгин А.Л. новое на рынке кредитной кооперации и микрозаймов // Банковское дело. — 2009. — №1. — С. 30-31.
[4] Кудашева Ю.С. Оценка конкурентоспособности коммерческих банков // Деньги и кредит. - 2006. - № 11. - С. 46-52.
[5] Банки: мировой опыт. Аналитические и реферативные материалы. 2009. № 1. С. 36-40.
[6] Саватюгин А.Л. новое на рынке кредитной кооперации и микрозаймов ,, Банковское дело. — 2009. — №1. — С. 30-31.
Полезные статьи:
Условия предоставления кредита
Не каждый может получить потребительский кредит, для финансового учреждения, предоставляющего вам кредит, важно знать, что его деньги будут возвращены вместе с процентами и остальными выплатами. Для этого им нужно выяснить вашу “кредитную историю”, а она должна представлять собой: Вы честный челове ...
Возникновение и развитие банковской конкуренции
Реальная банковская конкуренция появилась во второй половине XIX века. До этого времени конкуренции как таковой не было из-за относительно малого количества банков, не насыщенности рынка, что способствовало возможности расширения рыночной ниши без вступления в конкурентную борьбу; считалось нечестн ...
Понятие банковской конкуренции
Для банковской сферы характерна высокая степень развития отношений конкуренции (от латинского " concure " "бежать к цели"). Конкуренция как экономическое явление это экономический процесс соперничества, борьбы продавцов и поставщиков при реализации продукции, соперничества между ...