Основными направлениями валютного контроля являются: определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству, обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь; предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем; проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.
Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного контроля определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.
Национальный банк как орган валютного контроля осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций.
Комитет государственного контроля формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля.
Государственный таможенный комитет осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и иным законодательством.
Также органы валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право:
- проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований - законности происхождения валютных ценностей;
- осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;
- получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;
- приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством;
- применять к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законодательства, в том числе взыскивать штрафы, в случаях и порядке, установленных законодательством;
- осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.
Органы валютного контроля вправе совместно осуществлять контроль за проведением валютный операций резидентами и нерезидентами. Органы валютного контроля осуществляют также передачу Комитету государственного контроля информации, необходимой ему для осуществления валютного контроля, в соответствии с порядком и сроками установленными законодательством.
Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют контроль за проведением их клиентами валютных операций. Порядок осуществления валютного контроля банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями устанавливается законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка.
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации как агенты валютного контроля вправе:
- осуществлять контроль за своевременностью представления отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;
- осуществлять контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства;
- получать документы, объяснения, справки и сведения об осуществлении валютных операций;
- приостанавливать операции по открытым у них счетам клиентов на сумму, по которой не представлена документация о проводимых операциях;
- осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.
Полезные статьи:
Общая характеристика понятия платежеспособности физического лица
Современный оборот требует современного и полного подхода к определению платежеспособности физического лица как клиента банка, тем более что действующий закон в качестве субъекта предпринимательской деятельности предусматривает не только юридических но и физических лиц[1], а понятие платежеспособно ...
Операции кредитных организаций
на рынке государственных ценных бумаг
Коммерческие банки с целью диверсификации активных операций и источников получения дополнительных доходов, поддержания ликвидности балансов широко используют операции с государственными ценными бумагами. Для современного периода наиболее распространенными операциями являются операции с государствен ...
Антикризисные меры
Одной из ключевых задач является нормализация ситуации в банковской сфере и обеспечение доступа предприятий к коммерческому кредитованию на приемлемых условиях. В этих целях будет принят ряд мер, в числе которых: - планомерная работа с крупнейшими и крупными предприятиями ключевых секторов экономик ...