В 2007 году произошло 2488 чрезвычайных происшествий, в том числе, техногенных – 2211, природных – 236, биолого-социальных – 40, крупных террористических актов – 1, в которых погибло 5148 человек, пострадало 20369 человек. [39]
2010 - 2012 годы так же были весьма печальными для владельцев жилья. В первом случае большое количество жилых домов пострадало от лесных пожаров, в результате которых государству пришлось выплатить огромные суммы компенсаций владельцам сгоревших домов, которые с большинстве не были застрахованы. В 2012 году так же многие регионы страны пострадали от наводнений. Государственные выплаты пострадавшим на восстановление жилья продолжаются до сих пор.
Масштабы разрушений свидетельствуют о необходимости использования механизмов страхования и участия страховщиков в системе защиты населения и территорий от чрезвычайных событий, в том числе природного и техногенного характера. Несмотря на то, что размер страховых резервов страховщиков превышает средства, резервируемые в фонде Правительства Российской Федерации, возмещать полностью вред потерпевшим только за счет страховых выплат, осуществляемых страховщиками, не представляется возможным. Государственной задачей должна стать разработка концепции многоуровневой системы ответственности и возмещения вреда потерпевшим с использованием потенциала страховщиков, страховых (перестраховочных)
пулов, государства. В рамках указанной системы предполагается организовать взаимодействие субъектов хозяйствования, страховщиков и государства таким образом, чтобы ответственность государства в осуществлении компенсационных выплат возникала, в случае если средств субъектов хозяйствования и страховщиков недостаточно для возмещения нанесенного ущерба в полном объеме. В дальнейшем необходимо определить:
виды страхования и риски, где возможно использование многоуровневой системы;
механизм взаимодействия государства и бизнеса, как участников данной системы;
форму и механизм участия государства в многоуровневой системе;
порядок определения, очередность наступления ответственности каждого участника многоуровневой системы, предельные уровни сумм ответственности (страховых сумм) каждого участника и возмещаемого вреда (размеры выплат) из страховых фондов, государственных резервных фондов, бюджета;
порядок урегулирования претензий при наступлении страховых событий.
Создание указанной системы позволит:
возмещать вред третьим лицам в размере реального ущерба, установить единые подходы к определению затрат в связи с потерей кормильца, обеспечению нормальной жизнедеятельности членов его семьи и стоимости восстановления имущества;
осуществлять комплексный подход к определению размера ответственности за причинение вреда третьим лицам и механизму возмещения вреда;
координировать действия органов государственной власти и бизнеса при принятии решений о размере возмещаемого вреда;
обеспечить прозрачность подходов к возмещению причиненного вреда третьим лицам.
Нормативно-правовое регулирование системы предусматривает:
установление для субъектов хозяйствования размера ответственности за причинение вреда третьим лицам;
создание условий, когда государственная поддержка потерпевшим (пострадавшим) оказывается при условии заключения договора страхования гражданской ответственности;
создание системы по обмену информацией между участниками, содержащей сведения о чрезвычайном происшествии, числе требований потерпевших, размере ущерба и размере выплат участниками системы, производимых из различных источников.
При страховании крупных рисков, в том числе катастрофических, возрастает роль сострахования и перестрахования, как механизмов повышения финансовой устойчивости страховщиков. [34]
Действующее страховое законодательство содержит определение сострахования, однако для эффективной деятельности страховщиков и страховых (перестраховочных)
пулов необходимо внести уточнения в Закон о страховании, касающиеся предмета договора сострахования, порядка его заключения, распределения ответственности сторон-участников, рисков, размеров страховых сумм, организации взаиморасчетов между страховщиками, объединенными в пул.
Страховые (перестраховочные) пулы должны найти широкое применение при введении новых видов обязательного страхования и способствовать развитию добровольных видов страхования, в которых размеры ущерба могут достигать значительных величин, превышающих финансовые возможности отдельных страховщиков, например, при предоставлении страховой защиты от ядерного ущерба, террористических актов, аварий на объектах, являющихся источником повышенной опасности.
В настоящее время нормативно не определены понятия договоров пропорционального (квотного, эксцедента суммы) и непропорционального (эксцедента убытка и эксцедента убыточности) перестрахования, факультативного и облигаторного договоров перестрахования. Особенности отражения операций по перестрахованию, порядку формирования перестраховщиками страховых резервов следует отразить в положениях по бухгалтерскому учету и требованиях по формированию страховых резервов.
Полезные статьи:
Функции рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: обще рыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков. К обще рыночным функциям относятся такие, как: - коммерческая функция, т.е. функция получения пр ...
Государственное регулирование и самоуправление РЦБ
в развитых странах
Рынок государственных ценных бумаг подвергается жесткому контролю и регулированию со стороны органов как законодательной, так и исполнительной власти. Методы подобного регулирования в развитых странах имеют общие черты: 1. разработка и принятие законодательных мер; 2) наделение полномочиями существ ...
Норматив достаточности капитала
Следует отметить, что в соответствии с МСФО при оценке активов банка используется критерий достаточности капитала (Н1). Как и в действовашей ранее системе, он отражает соотношение собственного капитала, к активам, взвешенным с учетом риска. Н 1= К АПИТАЛ \ (АР – РЦ – РК – РД + КРВ + КРС + РР) х 100 ...