Приход иностранных банков на российский рынок состоялся в начале 1990-х гг., как и в большинстве других развивающихся стран и государств с переходной экономикой. Открыв внутренний рынок для иностранных банков, государство преследовало несколько целей: стимулировать приток иностранных инвестиций, повысить межбанковскую конкуренцию, внедрить иностранные технологии и стандарты работы на местном банковском рынке и, наконец, обеспечить стабильность банковской системы. Экспансия иностранных банков на национальный рынок имеет ряд последствий, которые могут интерпретироваться как отрицательные. Неизбежно растет доля иностранных банков в активах банковского сектора экономики, в результате чего банковский бизнес переходит от местных игроков к нерезидентам. К примеру, в Центральной и Восточной Европе контроль над банковским сектором уже полностью оказался в руках иностранцев.
На 1 января 2010 г. в России действовало 145 банков и 5 небанковских кредитных организация с участием нерезидентов в уставном капитале.
Превалирующая часть иностранных инвестиций в банковский сектор приходится на страны Запада. Лидерами по объему инвестиций выступают Германия, Нидерланды и США. Особое место в секторе иностранных банков занимает Европейский Банк Реконструкции и Развития. Банк принял участие в развитии бизнеса Инвестиционного Банка Кубани (1996), Автобанка (1996–1998 гг.), ММБ (2000–2001 гг.), КМБ-Банка (2001 г.) и Пробизнесбанка (2009 г.).
Под полным контролем нерезидентов в России находится 34 кредитные организации. Их роль в банковском секторе невелика. На иностранные банки приходится 6,69% нетто-активов банковского сектора и 6,23% его собственного капитала. Безусловными лидерами сектора иностранных банков выступают три банка: Ситибанк, ММБ и Райффайзенбанк. На них приходится 54,7% совокупных активов нашей выборки и 40,9% собственного капитала. Перечисленные банки занимают доминирующие позиции в области привлечения средств юридических и физических лиц (совокупная доля рынка трех банков – около 70% выборки), а также в кредитовании коммерческих организаций и по операциям на МБК (50% – 60% выборки).
На рынок по обслуживанию физических лиц в конце 1990-х вышли такие дочерние банки, как Дрезднер Банк, Гаранти Банк, Финансбанк и т.д. Чуть позже, в 2002–2003 гг., к ним присоединились Ситибанк и банк «Сосьете Женераль Восток». Время выхода определило их активную маркетинговую политику крупных игроков: в целях завоевания клиентов банки были вынуждены, во-первых, предлагать более широкую продуктовую палитру, а во-вторых, быстрыми темпами развивать инфраструктуру. Например, Ситибанк первым открыл так называемые автоматизированные офисы, в настоящее время у него 32 отделения в Москве и 11 в Санкт-Петербурге. А Хоум Кредит энд Финанс Банк, дочерняя структура чешской компании Home Credit and Finance, начавший активную работу с физическими лицами в 2003 г., занял лидирующие позиции в области потребительского кредитования уже в 2005 г.
С 2000 г. – времени завершения первой фазы послекризисного восстановления российских банков – происходит резкая интенсификация процессов слияний и поглощении банков в России. Это стало следствием необходимости укрупнения банковского капитала для обеспечения удовлетворения потребностей реального сектора экономики и человека. Происходит образование и дальнейшее усиление банковских групп и холдингов. Они возникли на основе государственных банков (прежде всего ВТБ), крупных частных коммерческих банков (Альфа-банк, Росбанк, УралСиб).
Полезные статьи:
Преимущество расчетов по корреспондентскому счету
Преимущества расчетов по межбанковским корреспондентским счетам заключаются в следующем: Во-первых, это отвечает интересам клиентов, которые имеют устойчивые контрактные отношения с клиентами других банков. С самого начала корреспондентские отношения устанавливаются именно для предоставления услуг ...
Рынок IPO в России
С начала 2005 года объем IPO российских компаний вырос почти на 400%, но радоваться этому пока рано. Все проведенные российскими компаниями IPO были совершены с явной недооценкой. И даже при этом российский рынок IPO с начала года вырос на 386%. Но, несмотря на бурный рост, рынку IPO в ближайшее вр ...
Стратегия фокусирования
Третья общая стратегия конкуренции — это стратегия фокусирования. Данная стратегия отличается от остальных: она основана на выборе узкой сферы конкуренции в рамках той или иной отрасли. Компания, избравшая стратегию фокусирования, выбирает определенный сегмент или группу сегментов отрасли и направл ...