Многие виды деятельности, необходимые для нормального функционирования общества, таят в себе одновременно угрозу безопасности и здоровью граждан, вероятность нанесения ущерба третьим лицам. В соответствии с общепринятой мировой практикой виновная сторона при этом обязана полностью компенсировать ущерб, причиненный третьей стороне, даже если ущерб носил невиновный или случайный характер. В этой ситуации договор страхования ответственности, заключенный страхователем со страховой организацией, с одной стороны, защищает страхователя от финансовых потерь, которые он может понести в результате предъявлении к нему по решению суда исков о погашении ущерба, причиненного третьей стороне. С другой стороны система страхования ответственности защищает имущественные интересы третьих лиц, поскольку у виновной в нанесении ущерба стороны может попросту не оказаться достаточно средств, чтобы оплатить убытки. Поэтому к числу обязательных видов страхования в большинстве стран относится, в первую очередь страхование ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами.
Согласно Закону № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года об ОСАГО «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», введенному в действие с 1 июля 2003 г., эксплуатация транспортного средства без полиса обязательного автострахования не допускается. Отсутствие автогражданки влечет за собой штраф. Без автогражданки нельзя зарегистрировать и снять с учета машину, а также пройти техосмотр.
Стоимость автогражданки зависит от типа транспортного средства, его мощности, водительского стажа а также возраста собственника авто, региона, наличия страховых выплат по предыдущим договорам.
Договор ОСАГО заключается сроком на один год и автоматически продлевается, если застрахованный не представит в страховую компанию письменное заявление об отказе от продления за два месяца до стечения срока действия автогражданки.
При просрочке выплаты страховых взносов по продленному договору ОСАГО более чем на 30 дней, действие договора прекращается.
По договору страхования ответственности владельцев средств автотранспорта страховщики принимают на себя обязанность возместить в пределах оговоренных лимитов ответственности ущерб, нанесенный страхователем (застрахованным лицом) при эксплуатации автотранспортных средств третьим лицам, при условии, что такой ущерб должен быть компенсирован страхователем (застрахованным лицом) в соответствии с законодательством. Страхователями в данном виде могут выступать как юридические, так и физические лица. Застрахована может быть как ответственность самого страхователя, так и других лиц, являющихся владельцами указанных в договоре транспортных средств.
Объектом страхования являются имущественные интересы владельца автотранспортного средства, связанные с его обязанностью в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить ущерб, причиненный им третьим лицам при эксплуатации автотранспортных средств. При этом действие договора распространяется, как правило, исключительно на указанные в нем средства транспорта.
В договоре страхования могут быть оговорены: круг лиц, имеющих право на вождение застрахованным средством транспорта; территория, за ДТП в пределах которой страховщик несет ответственность, и другие ограничения. Условия страхования могут предусматривать обязательства страховщика возместить ущерб, причиненный третьим лицам, по вине пассажиров застрахованного средства транспорта или иных лиц, пользующихся им.
Важное место в условиях страхования занимает перечень случаев, за последствия которых страховщик не несет обязательств по страховым выплатам. При этом при проведении страхования в обязательной форме он, как правило, уже, чем при заключении договоров добровольного страхования.
В нашей стране страховщики обычно оговаривают свое право не производить страховых выплат, если вред третьим лицам был нанесен вследствие:
умышленных действий лица, управляющего средством транспорта, направленных на причинение вреда третьим лицам;
нарушения лицом, управляющим средством транспорта, установленных правил эксплуатации транспортных средств, правил противопожарной охраны, правил хранения огнеопасных или взрывчатых веществ и предметов и т.п.;
несоответствия средства транспорта техническим требованиям или требованиям безопасности;
управления автотранспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотиков;
управления автомототранспортным средством при отсутствии прав или доверенности на управление им;
использования средства транспорта для обучения, участия в соревнованиях на скорость, проверки скорости или при испытании на прочность).
По ОСАГО страхуется ответственность владельца транспортного средства, которая возникает в основном в случае вины водителя. Так что в подавляющем большинстве случаев страховая компания платит вместо виновного потерпевшему и никаких санкций к виновному не предъявляет. Но есть ряд ограничений - п.76 Правил ОСАГО (Постановление Правительства №263): Страховщик имеет право предъявить к причинившему вред лицу (страхователю или иному лицу, риск ответственности которого застрахован по договору обязательного страхования) регрессные требования в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, а также расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая, если:
Полезные статьи:
Общая статистика страхования жилья по РФ
Любое жилье и находящееся в нем имущество, независимо от престижности дома, нередко подвергается самым разным риска. Как назло, чаще всего беда приходит летом, когда квартиры остаются без присмотра хозяев, которые переселились на дачу или отправились на курорт. Пожарные утверждают, что в летний пер ...
Динамика показателей российского рынка акций
Суммарный оборот биржевых торгов на всех рынках Группы ММВБ за первое полугодие 2008 г. составил 58,86 трлн. руб. (2,46 трлн. долл.), что на 58% больше, чем в первом полугодии 2007 г. Среднедневной оборот биржевых сделок на рынках Группы ММВБ достиг 494,6 млрд. руб. (20,51 млрд. долл.), номинальный ...
Анализ
эффективности проведения валютно-обменных операций на примере ОАО «Технобанк»
Валютный рынок в узком смысле слова - особый институциональный механизм, опосредующий отношения по поводу купли и продажи иностранной валюты, где большинство сделок заключается между банками. Валютный рынок в широком смысле слова - это отношение не только между его субъектами (т.е. в основном между ...