На рубеже веков в Российской Федерации страхование привлекает все больше внимания законодательной и исполнительной властей. Страховая деятельность способствует бюджетному наполнению через использование налогового механизма, снижает бюджетные расходы на покрытие потерь, возникших в результате стихийных бедствий, техногенных катастроф и чрезвычайных событий. Страхование становится важным сегментом рыночной экономики. Востребование и реанимация возможностей страхования как правового института сопровождается активностью законотворческой и правоприменительной деятельности. Меню страховых услуг остается ограниченным и не всегда привлекательным, поскольку ряд страховщиков предлагают псевдо страховые финансовые варианты, способствующие страхователям уходить от налогообложения и осуществления обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды. Негативные моменты в деятельности страховых организаций подрывают доверие к страхованию и дискредитирует его в целом. Отрицательно сказывается на становлении рынка страховых услуг отсутствие стимулирования широкомасштабных слоев населения к использованию возможностей страхового механизма защиты. Формирование страхового рынка носит в значительной мере стихийный характер, и во многих случаях защита прав и интересов страхователей не обеспечена должным образом. Главным отрицательным фактором является недоверие к страховым организациям, высокие страховые взносы (страховые премии), отсутствие финансовых возможностей страхователей - различных слоев населения. Невысоким остается не только интерес населения к страхованию, но и коммерческих структур. В российской деловой практике отсутствие страховой защиты у любой коммерческой фирмы очень незначительно влияет на отношения с партнерами по бизнесу. Причина кроется в отсутствии экономического интереса к страхованию, при наличии довольно размытой правовой базы, регулирующей хозяйственный оборот. Отсутствие должного правового обеспечения позволяет многим из российских страховых организаций находить способы ухода от выполнения обязательств, не нарушая законодательства, что негативно сказывается не только на репутации этих организаций, но и на страховом рынке в целом. При неразвитости рыночной составляющей экономической системы хозяйствования возмещение ущерба, вызванного разрушением промышленной инфраструктуры, жилья, ликвидацией стихийных бедствий, осуществляется государством с использованием бюджетных средств. В этой ситуации страхование практически не влияет на минимизацию бюджетных расходов, так как играет незначительную второстепенную роль. В современных условиях концентрации потенциальных рисков особенно в мегаполисах, промышленных центрах и крупных городских поселениях интенсификация динамики развития страхового механизма защиты интересов субъектов приобретает наибольшую актуальность и значимость. Страхование становится необходимым элементом социально-экономической системы общества, обеспечивающим защиту интересов граждан, организаций и государства. Оно обеспечивает гарантии восстановления положения субъектов[33].
Являясь средством освобождения бюджета от непредвиденных и значительных по объему расходов на заглаживание вреда, вызванного страховыми событиями, страхование выступает устойчивым источником долгосрочных инвестиций. Все это предопределяет стратегическую направляющую развития страхования в условиях рыночного ведения хозяйства. Направления развития страхования в России становятся более определенными, целенаправленными и эффективными. Проблемы страхования актуализируются в связи с вступлением в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом, вступлением нашего государства во Всемирную торговую организацию. Главной целью, провозглашенной Основными направлениями развития национальной системы страхования в Российской Федерации является создание эффективной системы страховой защиты, позволяющей реально компенсировать ущерб за счет средств страховых организаций при снижении бюджетных расходов; осуществлять формирование для экономического развития необходимой хозяйственной среды; рациональное и эффективное использование системы страхования в качестве финансового источника инвестиционных ресурсов. Для реализации всего намеченного нужно обеспечить надежность и финансовую устойчивость страховщиков; проводить активную структурную политику в страховой сфере; повысить эффективность уровня государственного регулирования страховых отношений; активацию взаимосвязей российских и зарубежных страховых компаний; усовершенствовать нормативный массив, регламентирующий страховую деятельность. Обстоятельства побудили органы исполнительной власти искать пути решения проблем дальнейшего развития и активизации страховой деятельности, а также устранения помех и препятствий в этом процессе.
Полезные статьи:
Содержание кредитного договора
Отношения между банками и заемщиками регулируются § 2 гл. 42 ГК РФ. К ним применяются также правила о договоре займа (§ 1 гл. 42 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами § 2 гл. 42 ГК РФ или не вытекает из существа кредитного договора. Согласно ст. 819 ГК РФ по кредитному договору коммерческий ...
Технология проведения межбанковских расчетов
Организация межбанковского клиринга в каждой стране зависит от исторических особенностей развития ее банковской системы, модели ее построения, степени концентрации и централизации банковского дела, а также от политики центрального банка в области денежно-кредитного регулирования экономики. В послед ...
Организационные принципы системы ценообразования в
строительстве
Переход на новую систему ценообразования в условиях развития рыночных отношений во многом зависит от эффективности функционирования региональных центров по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) - организаций, созданных в республиках, входящих в состав Российской Федерации, краях, областях, городах ...