Иная проблема - неоправданно тесная привязка банковского капитала к промышленному. Около 4/5 уставных фондов действующих коммерческих банков сформировано на средства госпредприятий. Стремление последних создать "карманные" банки вполне понятно. Интересы учредителей состоят не только в получении дохода на вложенный капитал, но и в намерениях повысить качество и оперативность в банковском обслуживании самих основателей. Нельзя не учитывать то, что иных "свободных средств", а потому и источников формирования уставного капитала для вновь создаваемых банков в государственной экономике просто не существует. Но подобного рода "участие" госпредприятий не редко приводит к потере банками самостоятельности, заинтересованности в работе с независимой клиентурой. Система "особенных" отношений с клиентом-учредителем, естественно, не способствует добросовестной организации банковской практики, позволяет использовать преференцированный доступ к ресурсам банка.
Медленное развитие конкурентной среды в банковском секторе, одно из причин которого являются медленные темпы приватизации в экономике в целом, привело к девальвации самого понятия "коммерческий банк", поскольку множество организаций, носящих такое название, фактически не внедрили на должном уровне ссудно-депозитные и платежные операции, игнорируют такие нормы банковского дела, как доверие, знание клиента и другие принципы менеджмента и маркетинга.
Одним из аспектов эффективной деятельности банков стал рост их престижа среди предприятий, органов власти и населения. В последнее время усилились отрицательные оценки коммерческих банков со стороны руководителей предприятия из-за высоких цен кредитов, недостатка ресурсов, задержки платежей, плохого обслуживания клиентуры и, к сожалению, следует признать, что эта критика во многих случаях небезосновательна.
Руководители многих предприятий упрекают банки в том, что они не вкладывают свои ресурсы в производств, а преимущественно кредитуют торгово-посреднические операции. Такая позиция банков определяется, прежде всего, инфляционными процессами и высоким риском. Вместе с тем нужно сказать, что подавляющее большинство банков все-таки в той или иной форме связано с производством промышленной и сельскохозяйственной продукции. Но всем банкирам надо понять, что успех реформ и выход из кризиса зависят от состояния экономики. Поэтому кредитование производства должно быть приоритетным направлением их деятельности.
В то же время необходимо грамотно разъяснять хозорганам, что в условиях высокой инфляции и уровня процента, устанавливаемого Национальным банком, кредит не может быть дешевым. Но коммерческие банки не должны увлекаться большой маржой и брать большие комиссионные за услуги, хотя эти вопросы и регулируются спросом. Во всем должна быть справедливость и мера. Мы создаем новую национальную банковскую систему и поэтому обязаны заложить в ее фундамент здоровые и цивилизованные принципы.
Полезные статьи:
Стратегия дифференциации
Второй из наиболее общих стратегий конкуренции является стратегия дифференциации, которая состоит в том, что компания пытается занять уникальное положение в той или иной индустрии, придавая продукту такие характеристики, которые будут по достоинству оценены большим количеством покупателей. Таких ха ...
Роль потребительского кредитования в России
потребительский кредитования банк рынок В 2010 году банки стремились оживить спрос на кредиты как за счет снижения процентных ставок и комиссий, так и за счет смягчения условий кредитования. Однако, о восстановлении показателей объема выдачи на докризисный уровень говорить не приходиться, население ...
Анализ кредитного рынка
В сегменте корпоративного кредитования 56% банков отметили увеличение спроса и чуть более 40% - показали неизменность спроса на кредитные ресурсы со стороны нефинансовых организаций. Наиболее привлекательны для заемщиков - краткосрочные займы на пополнение оборотных средств, долгосрочное кредитован ...