В первой главе были рассмотрены понятие и специфика организации потребительского кредитования. Теперь целесообразно было бы рассмотреть анализ.
Ситуация на рынке потребительского кредитования явно улучшается: впервые за последние полтора года стал расти объем выдаваемых кредитов, уровень просрочки постепенно стабилизируется. Однако оставшиеся от кризиса проблемы и дефицит качественных заемщиков не позволяют банкам выдавать кредиты на докризисных условиях и в тех же объемах.
Рост рынка потребительского кредитования можно объяснить двумя факторами. Это, во-первых, общее улучшение экономической ситуации. Во-вторых, реализация отложенного спроса: заемщики стали более уверенными в своем будущем и перестали отказывать себе в крупных покупках. [15]
Прошедший год для рынка потребительского кредитования мог бы стать весьма успешным, ведь объем выданных кредитов превысил докризисные показатели. Однако в таком бурном росте государственные органы усмотрели угрозу, а потому потребительское кредитование подверглось критике и попыткам ограничения.
В 2011 году рыночные составляющие были, в целом, благосклонны к сегменту потребительского кредитования: банки наращивали объемы выданных кредитов, ставки постепенно снижались, да и спрос не падал. Количество игроков на рынке выросло как минимум в 2 раза, а также значительно выросли объемы выдач. В течение года условия кредитования становились все более привлекательными для заемщиков, средняя стоимость кредита на рынке снижалась, а рисковые критерии становились все более лояльными.
Но все эти факторы, вызывающие оптимизм у банков, вызвали беспокойство регулятора. Еще в июле-2011 подсчитали, что финансовые учреждения кредитуют преимущественно на потребительские цели, в то время как объемы ипотечного кредитования снижаются. В том же месяце задолженность населения по потребительским кредитам обновила исторический максимум и превзошла докризисные показатели. [21,24,32]
Объемы кредитов, выданных населению в 2011г., снизился почти на 50% по сравнению с 2010г. Причины данной тенденции в нежелании лишний раз связываться с кредитованием. Если у потребителей это связано с неопределенностью в отношении своего дальнейшего финансового положения, то для банкиров актуальной остается проблема «плохих» долгов и необходимость создания под них резервов.
Количество банков, предлагающих беззалоговые кредиты наличными, в 2011 году удвоилось: с семи учреждений, выдававших кредиты в январе-2011, их число выросло до 14-ти в декабре-2011. Правда, к концу года отдельные банки стали приостанавливать кредитование, но общую тенденцию это изменить не смогло.
Рис. 1 – Динамика количества банков, предлагающих беззалоговые кредиты наличными
Источник: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования
Как видно из таблицы 1, у значительного количества участников данного рэнкинга произошло снижение объемов беззалоговых кредитов в 2011 году. Так, объем кредитов «ВТБ 24» (1 место) за истекший год снизился почти на 28% и составил порядка 75 млрд руб. На второй строчке находится «ХКФ-Банк» с показателем 53.5 млрд руб., тогда как в 2010 данным банком было выдано беззалоговых кредитов на сумму 79.5 млрд руб. – снижение на 33%. Меньшие потери, всего 14% от объема 2010 года, понес «Альфа-Банк», занимающий третье место (44.6 млрд руб.). Объемы беззалоговых кредитов у «ОТП Банк», «Россельхозбанк» и «Русфинанс Банк», занимающих четвертое, пятое и шестое места, соответственно, упали менее чем на 10%.[25]
Полезные статьи:
Экономическая сущность и этапы процесса кредитования
Кредит может выступать в двух главных формах: коммерческий и банковский. Различие между ними обусловлено субъектами кредитования, объектами ссуд, величиной процента и сферой функционирования. Коммерческий кредит – это кредит, предоставляемый одним предприятием другому в виде продажи товаров с отсро ...
Телекоммуникационные технологии и услуги для банковских сетей
Факторы, влияющие на выбор технологии передачи информации, носят экономический, географический и политический характер и связаны, в первую очередь, с политикой национальных телекоммуникационных компаний. Например, в Германии и Австрии, где операторы сетей связи последовательно вкладывали средства в ...
Норматив достаточности капитала
Следует отметить, что в соответствии с МСФО при оценке активов банка используется критерий достаточности капитала (Н1). Как и в действовашей ранее системе, он отражает соотношение собственного капитала, к активам, взвешенным с учетом риска. Н 1= К АПИТАЛ \ (АР – РЦ – РК – РД + КРВ + КРС + РР) х 100 ...