Восстановление банковской системы после кризиса 1998 года пошло более быстрыми темпами, чем предсказывали эксперты. Расширение операций банков, начавшееся со 2 квартала 1999 года, дает возможность временной передышки даже тем кредитным организациям, которые потеряли значительную часть капитала. Однако было бы ошибочным полагать, что самое трудное уже позади. На нынешнем этапе ключевым вопросом становится обеспечение “мягкой посадки” банковской системы и вывод ее на новую траекторию развития. Следует отметить, что рост банковского сектора в прошлом году был достаточно равномерным: крупнейшие банки восстанавливались немного быстрее мелких, а региональные чуть быстрее московских. Такая динамика объясняется тем, что банки подпитывались средствами предприятий. В 2000 году этот источник роста был практически исчерпан. Теперь с разной степенью вероятности можно рассчитывать лишь на приток средств частных вкладчиков и инвестиций из-за рубежа. Но при этом необходимо сохранить платежеспособную банковскую систему [9].
Одним из условий признания российских банков международным банковским сообществом является подготовка не только общей бухгалтерской и финансовой отчетности, но и внутренней отчетности в виде, максимально приближенной к Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Каждая группа пользователей финансовой отчетности (акционеры, потенциальные инвесторы, законодательные органы и т.д.) стремятся получить различные сведения о коммерческом банке. Однако в тех случаях, когда возникает необходимость предоставления финансовой отчетности зарубежному партнеру, российские банки вынуждены готовить эту отчетность в соответствии с требованиями МСФО. Это условие соблюдают все банки, стремящиеся получить зарубежные кредиты [10].
Глобализация рынка финансовых и банковских услуг привела к необходимости выработки международных стандартов регулирования банковской деятельности. Такие усилия были приняты ведущими мировыми финансовыми кругами в июле 1988 года в Базеле. Базельское соглашение, известное под названием “International Covergence of Capital Measures and Capital Standards”, представляет собой попытку применить единые правила регулирования банковской деятельности в индустриально развитых странах Запада.
Банк России с начала 90-х годов стремится придерживаться данных рекомендаций в работе с российскими коммерческими банками. Эта практика нашла отражение в целом ряде нормативных документов, принятых Банком России, начиная с 1991 года. Руководство нашей страны, включая Банк России, стремиться интегрировать Россию в мировую финансовую систему. Этот процесс идет достаточно интенсивно, и ведущую роль здесь играет Банк России. В основных направлениях государственной денежно-кредитной политики на 1998 год, известный как год перехода отечественной банковской системы на новый План счетов бухгалтерского учета, отмечалось, что совершенствование системы банковского надзора проводится Банком России в тесном взаимодействии с международными финансовыми организациями - Базельским комитетом по банковскому надзору, Международным валютным фондом, Всемирным банком, а также Европейским банком реконструкции и развития. Вопрос перехода на международные стандарты финансовой отчетности, как известно, со всей остротой встал и перед Россией [11].
В мае 2000года на парламентских слушаниях было объявлено, что российская система бухучета будет основываться на международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). Однако мнения участников мероприятия относительно темпов и полноты их внедрения разошлись. Иностранцы настаивали, что введение международных принципов бухгалтерского учета является необходимым условием для притока инвестиций в Россию – даже более важным, чем разрешение налоговых проблем. Один из ведущих экспертов международного центра системы бухучета Дэвид Дамант пообещал, что максимум через пять лет ожидается присоединение к Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) всех стран – членов Европейского сообщества. В дальнейшем, в течение двух-трех лет, может произойти слияние этих стандартов с американскими. Таким образом, уже через 7-10 лет инвесторы во всем мире получат возможность анализировать финансовую отчетность организаций разных стран, составленную в соответствии с одними и теми же принципами. И те страны, которые окажутся не готовыми к этому моменту, не смогут нормально конкурировать на международных рынках. Ждать с введением новых правил еще 3-4 года Россия, по его мнению не может [12].
Но сам процесс перехода на международные принципы финансовой отчетности банков связан с большими проблемами. Что это за проблемы мы рассмотрим далее.
Полезные статьи:
Мониторинг и регулирование риска
Мониторинг риска — это процесс регулярного анализа показателей риска применительно к его видам и принятия решений, направленных на минимизацию риска при сохранении необходимого уровня прибыльности. Процесс мониторинга риска включает в себя: распределение обязанностей по мониторингу риска, определен ...
Актуальные проблемы страхования жилья в РФ
Если бы жители Крымска страховали свои дома и квартиры, платить сегодня пришлось бы не государству На сегодняшний день есть необходимость существования такого закона, который бы регулировал гражданскую ответственность и давал гарантию восстановления жилища, в том числе и за счет страховых выплат. Э ...
Заемные средства КБ
Заемный капитал - средства полученные от эмиссии и продажи облигаций, и кредиты. полученные в других ББ, в т.ч. и НБУ. Отличие заемных от привлеченных средств: в первом случае банк играет активную роль - инициатива идет от него во втором - пассивную. К АБ, которые выпускают ОО, предъявляются такие ...