Электронные платежи в России постепенно выходят из нерегулируемого правового поля. В условиях кризиса многие игроки начинают расширять портфельные решения, все чаще и чаще обращаясь к конечному потребителю. Как следствие, появляются и набирают популярность решения дистанционного обслуживания и различные мобильные сервисы, организованные по тем же принципам надежности, что и традиционные банковские системы.
Сектор электронных платежей в России включает электронные переводы, платежи с использованием банковских карт, платежи через интернет (через электронные платежные системы), а также платежи с помощью чеков и мобильных телефонов.
Ситуация на банковском рынке не оказала сильное влияние на выбор модели - скорее расставила приоритеты и заставила сконцентрироваться на наиболее эффективных инструментах. Сервисы стараются вести себя скромнее в этом отношении - иначе пользователь вновь задумается о традиционных, пусть, не самых удобных способах оплаты - зато более экономичных.
По оценкам "Финнам", объем платежей через платежные терминалы в прошлом году составил 536 млрд. рублей. Через пластиковые карты было проведено транзакций на 882,7 млрд рублей, причем треть из них пришлось на платежи через интернет (прежде всего, оплата на сайтах магазинов и провайдеров услуг, в то время как на чистый интернет-банкинг приходится незначительный процент платежей). При помощи SMS было совершено платежей на 4,6 млрд. рублей, а объем платежей через интернет при помощи электронных денег составил 250 млрд. рублей.
Процентный состав, а также вклад банков в структуру электронных платежей представлен в таблице 1.
Таблица 1 Электронные платежи в России, 2009г.
Отрасль |
Объем (млрд долл.) |
Структура платежей |
Сотовая связь |
22 |
90% выручки проходит через ЭПС, 5% - скрэтч-карты, 5% - банки и роуминг |
Связь фиксир. и интернет |
20 |
40% через ЭПС, 60% банки (доля банков быстро падает) |
Погашение потреб кредитов |
20 |
10% через ЭПС, 70% - Почта РФ, 10% - банки, 10% - собственная сеть |
ЖКХ |
70 |
5% через ЭПC, 10% - Почта РФ, 85% - Сбербанк и уполномоченные региональные банки |
Ж/Д и авиабилеты |
17 |
70% наличные, около 30% - банки, около 1 % - ЭПС |
Денежные переводы |
20 |
10% - Почта РФ, 90% - банки |
Итого |
169 |
На сегодняшний день своего пика достигли электронные платежи, осуществляемые с помощью терминалов (работу которых обеспечивают платежные агенты и банки) и банкоматов (банки), а кризисные явления в экономике только усилили появившуюся ранее тенденцию. Тем не менее, у рынка есть несколько сегментов, которые могут продолжить развитие и дальше. К их числу относятся различные электронные услуги - мобильный банкинг, интернет-платежи, платежи с использованием мобильного телефона. На рынке за последние два года появилось большое количество банковских продуктов, связанных с дистанционным обслуживанием (например, виртуальные кредитные карты или сервисы по пополнению электронных кошельков).
Одним из негативных сдерживающих факторов развития рынка электронных платежей в России было и остается законодательство, которое, по мнению некоторых экспертов, не позволяет регулировать деятельность игроков рынка. Последним важным событием в этой сфере было принятие Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ, регулирующего деятельность по приему платежей физических лиц, осуществляемую платежными агентами. Согласно закону, под этой деятельностью признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также последующие расчеты платежного агента с поставщиком.
Полезные статьи:
Понятие, основные виды и функции банковского кредита
Кредит происходит от латинского слова kreditum, что в буквальном смысле означает «верую, доверяю», но понятие кредита существовало ещё в VI в. до нашей эры, в частности на территории современного Израиля. До царя Соломона иудеи использовали свой кредит, т.е. за долги отправлялись в долговое рабство ...
Необходимость перехода на новые принципы бухгалтерского учета в российских
банках
Действующая система бухгалтерского учета в РФ существенно отличается от учета операций в соответствии с международными правилами учета. Российские методы учета не отражают всей информации согласно МСФО, а именно: различная степень детализации, по-разному отражается документарное признание задолженн ...
Права и обязанности участников правоотношений
Права и обязанности участников правоотношений, связанных с банковским счетом, распределяются по стадиям заключения договора и пользования счетом на базе заключенного договора. Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком ...