Закон установил условия приема платежей, определив требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику, и к устройствам для приема платежей. Иными словами, в соответствии с ФЗ №103 в редакции согласительной комиссии Правительство РФ будет вправе устанавливать перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц. Более того, платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой отдельный банковский счет. В свою очередь, исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов может быть теперь обеспечено и страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком. Другим важным аспектом законов является фискализация деятельности платежных агентов с целью государственного контроля. В этом документе закрепляется, что гражданин, внесший платеж через терминал, выполнил свою обязанность по оплате услуги.
Изменение банковского законодательства, как отмечают участники рынка, делает возможной функционирование модели "банк-агент" в ритейле и с электронными платежными системами. В компании "Киберплат" целесообразность данного механизма объясняют следующим образом: банки начнут освобождаться от убыточных платежей (до 1000 рублей) по причине того, что комиссия с такого платежа (примерно 3%) не покрывает издержек обслуживания такого платежа в банковском офисе. Поэтому возможно развитие, исходя из трех сценариев: во-первых, перенос таких платежей на кассы ритейловых сетей (у них самая низкая себестоимость транзакции), во-вторых, ускоренное развитие "клиент-банк"-технологий, в том числе мобильных, в-третьих, консолидация банками терминальных сетей (скупка существующих или развертывание собственных терминальных сетей).
Сейчас российский рынок виртуальных платежей находится на экстенсивном этапе развития - на нем больше терминалов, больше магазинов, принимающих платежи, более широкая сеть платежных карт. Однако, для повышения своей эффективности участники рынка стараются кооперироваться, формируя совместные продукты. Типичные тандемы - банк-терминальная сеть, ЭПС-банк, ЭПС-терминальная сеть. Такого рода конвергенцию, пока больше на маркетинговом уровне, можно считать одним из наиболее интересных трендов, который может трансформироваться в более плотное сотрудничество, в том числе на базе юридического и операционного слияния.
Российские банки получили право с 01 января 2010 года делегировать своим агентам (не банкам) операции по переводу денежных средств фактически за любые товары и услуги, на банковские счета, а также в связи с операциями по банковским картам. Это позволяет каждому банку расширить сеть точек своего присутствия без вложений в строительство собственных офисов.
Среди актуальных на сегодняшний день моделей развития электронных платежей, называет распространение Bank2Bank электронных платежных систем (с начала 2009 года). С их помощью выстраиваются цепочки и клубы взаимосвязанных банков-корреспондентов, которые осуществляют между собой как операции по межбанковскому кредитованию, так и платежно-расчетные операции.
В плане риск-менеджмента подобный проект также интересен, поскольку делегирует процедуру распределения рисков, управления лимитами, оценки рейтинга платежеспособности контрагента и т.д. доверенному третьему лицу – оператору системы.
Оценка новых перспективных рынков для электронных платежей связи представлена таблицей 2.
Таблица 2 Оценка новых перспективных рынков для ЭПС, 2009г.
|
Отрасль |
Объем (млрд долл.) |
|
Внесение наличных на карточные счета (в т.ч. "сдача на счет") |
5 |
|
Прием депозитов, а главное, микродепозитов (100-300 долл.) |
7 |
|
Прием налогов |
5 |
|
В пользу детских садов и школ |
2 |
|
Микрокредиты (10$-100$) и их погашение |
7 |
|
Зарубежные провайдеры (Itunes, Skype) |
2 |
|
Туристические путевки |
3 |
|
Итого |
31 |
Полезные статьи:
Правовая природа отзыва банковской лицензии
Центральный банк РФ в соответствии с федеральным законом « о банках и банковской деятельности», «о Центральном банке РФ», положением « об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в РФ» от 2 апреля 1996 г. №264 и инструкцию ЦБ РФ от 31 марта 1997 г. ...
Страхование финансовых рисков
1. Страхование финансовых рисков – это совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика в размере полной или частичной компенсации потери доходов застрахованных. Страхование финансовых рисков, относящихся к предпринимательским рискам, нашло особенно большое распространение ...
Обоснование категории качества ссуды при формировании резерва на возможные
потери по ссудам
Далее поподробнее рассмотрим Положение № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 26 апреля 2004 года Регистрационный № 5774). Кредитная организация обязан ...