Как показывает опыт многих стран, переживших банковские кризисы в прошлом, для сохранения производственного потенциала национальной экономики требуется создать компанию по управлению активами, например имуществом, полученным банками в счет погашения ссудной задолженности. Подобные управляющие компании могут существовать в различной организационно-правовой форме, но непременно как публичные институты.
С необходимостью расчистки банковских балансов от «плохих» долгов недавно сталкивались Япония, Южная Корея, Китай. В настоящее время в США с учетом масштабов предстоящих списаний банковских активов предполагается создать новый институт для управления «плохими» активами в форме государственно-частного партнерства. Процедура функционирования данного института предусматривает максимальную публичность принимаемых решений по оценке активов, выставляемых на открытые торги, для защиты интересов налогоплательщиков.
Американская программа антикризисных мероприятий содержит несколько подобных механизмов. Прежде всего это программа по выкупу проблемных активов, целями которой являются расчистка балансов финансовых институтов и восстановление объемов кредитования.
В марте 2009 г. в США было объявлено о создании Государственно-частного инвестиционного партнерства (PPIP). Деятельность данного института ориентирована на выкуп «плохих» активов финансовых институтов на открытых аукционах за счет средств Министерства финансов США, кредитных ресурсов ФРС и частного сектора.
Для нашей страны больше подойдет китайская модель централизованного управления активами, предусматривающая создание соответствующего института за счет бюджетных ассигнований. Китайская модель расчистки балансов банков от «плохих» активов предполагает покупку активов предприятий-банкротов и несколько способов управления: продажа на открытых аукционах стратегическим инвесторам; реструктуризация, перепрофилирование, реорганизация, конкурсное управление и ряд других, позволяющих восстановить платежеспособность предприятий в среднесрочной перспективе.
Подобный институт в нашей стране должен быть организован в кратчайшие сроки, поскольку, как следует из данных крупнейших российских банков, просрочка по корпоративным кредитам растет намного быстрее, чем по розничным. Особенно высоки темпы прироста просроченной задолженности по корпоративным кредитам у так называемых отраслевых банков. С социальной точки зрения предстоит активизировать деятельность Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК).
Переход от децентрализованной системы хранения данных к централизованному бюро кредитных историй необходим, поскольку действующая схема не позволяет банкам снижать уровень кредитного риска (а значит, уровень процентных ставок для надежных заемщиков). Наоборот, децентрализованная система бюро кредитных историй существенно удорожает запрос о прошлой кредитной истории потенциального заемщика, усложняет процедуру оценки его кредитоспособности. В результате система бюро кредитных историй в нашей стране фактически не действует, большинство банков предпочитают оценивать заемщиков по собственным методикам на свой страх и риск. Переход к централизованной системе хранения кредитных историй позволит также пополнить базу данными о бюджетной, налоговой, таможенной дисциплинированности потенциальных заемщиков. Как следствие, снизятся операционные расходы банка на оценку кредитоспособности заемщиков, размер премии за риск конкретного заемщика, Кроме того, такая база данных поможет регулирующим органам точнее определять масштабы теневой экономики.
Поддержание стабильности банковской системы невозможно без постоянного мониторинга качества кредитных портфелей банков. Создание при Банке России центра мониторинга выданных кредитов позволило бы решить несколько задач: а) иметь точные данные об объеме неработающих кредитов; б) обнаруживать случаи скрытой реструктуризации кредитных договоров; в) своевременно выявлять наличие финансовых проблем у банка-кредитора; г) улучшить соблюдение пруденциальных требований всеми участниками кредитного процесса.
Полезные статьи:
Организационно–правовая основа функционирования компании
страховая компания Понятие «организационно-правовая форма» отображает не только формы объединения людей для осуществления их общей деятельности в пределах определенной структуры, а и законодательное закрепление этих форм. Поэтому не удивительно, что в отдельных учебниках их называют «правовыми форм ...
Разработка стратегии коммерческого банка и контроль за достижением
поставленных целей
Рассмотрим основные вехи конкретной работы коммерческого банка в разработке маркетинговой стратегии. Планирование в этой области начинается с формирования группы из опытных специалистов по экономическому прогнозированию, которые подготавливают детальный анализ сильных и слабых сторон банка, благопр ...
РЦБ как дополнительный источник финансирования
экономики
В настоящее время существует три рынка ценных бумаг, которые участвуют в финансировании экономики: внебиржевой, фондовый (биржевой) и уличный. Внебиржевой рынок обращения ценных бумаг представляет собой важный элемент кредитно-финансовой надстройки, т.к. охватывает новые выпуски ценных бумаг и осущ ...