Для создания подобных институтов требуются значительные ассигнования. Но, как показывает опыт Китая, они быстро окупаются. К тому же их функционирование значительно повышает долгосрочную социально-экономическую эффективность банковского финансового посредничества.
Сейчас российский банковский сектор находится «на перепутье» — первый шторм он пережил, но второй может оказаться значительно сильнее. В ближайшее время российские банки могут столкнуться с более серьезной декапитализацией, чем в предшествующий период. В первой фазе кризиса основной удар пришелся на крупные банки в силу проблем на фондовом и межбанковском кредитном рынках. В течение 2009 г. кризис прежде всего затронет региональные банки: их положение осложнится из-за роста просроченной ссудной задолженности. По мнению ряда экспертов, в середине 2009 г. в банковской системе страны может начаться новая волна кризисных явлений, для преодоления которой потребуется больше средств, чем осенью 2008 г.
Для предотвращения второй волны кризиса российский банковский сектор нужно быстро и глубоко реформировать, в первую очередь на региональном уровне. Именно здесь необходимо создать как крупные региональные банки развития, так и микрофинансовые институты кредитной кооперации (в общей сложности в регионах кредитом не охвачено примерно 65 млн человек). Это будут центры финансирования хозяйственной деятельности региональной экономики, с одной стороны, крупных межотраслевых корпораций (холдингов, ФПГ), а с другой — малых и средних предприятий, в том числе индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Региональный банк развития (РегБР) — государственный финансовый институт — юридическое лицо публичного (публичные корпорации) или гражданского права (ОАО, ЗАО, ООО) может функционировать в следующих формах:
— филиал национального банка развития, капитал и ресурсная база которого формируются в основном за счет средств головного банка или федеральных трансфертов, а также долгосрочных (до 30 лет) субординированных кредитов ВЭБ (для дотационных регионов);
— самостоятельный РегБР, капитал и ресурсная база которого формируются за счет средств местных органов власти (как правило, они вносятся в форме немонетарных активов — здания, земельные участки), взносов в капитал средств местных предприятий;
— самостоятельный РегБР, созданный на базе частного банка, капитал и ресурсная база которого формируются за счет средств местных банков и юридических лиц, выпусков субфедеральных займов и бюджетных кредитов;
— консорциум коммерческих банков, финансирующих инновационные программы местного развития за счет привлечения частного капитала.
При этом РегБР должен иметь право выпускать акции, часть которых может быть выкуплена региональным и (или) федеральным фондами имущества, а часть — размещена на открытом рынке. Основным источником формирования ресурсной базы самостоятельных РегБР будет выпуск облигаций под бюджетные гарантии региона.
Планируется (до конца 2009 г,), что надзорным органом в отношении этих организаций станет Минфин России, который через своих агентов — саморегулируемые организации (СРО) — будет осуществлять контроль за деятельностью микрофинансовых институтов кредитной кооперации. Однако неясно, будут ли СРО оказывать финансовую поддержку этим институтам. Пока известно лишь одно: ни на одном сегменте финансового рынка ни одна саморегулируемая организация финансовую помощь от государства не получила[6].
Полезные статьи:
Анализ финансовой отчетности коммерческого банка
Цель данной Инструкции от 01.10.1997г №17 ЦБ РФ “О составлении финансовой отчетности” - представить коммерческим банкам новую форму финансовой отчетности, которая является определённым этапом приближения российских норм бухгалтерского учета к международным стандартам и практике. Главное назначение ...
Обоснование категории качества ссуды при формировании резерва на возможные
потери по ссудам
Далее поподробнее рассмотрим Положение № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 26 апреля 2004 года Регистрационный № 5774). Кредитная организация обязан ...
Предпосылки возникновения и история создания системы SWIFT
В конце 1950-х годов в результате бурного роста международной торговли произошло увеличение количества банковских операций. Традиционные формы связи между банками (почта, телеграф) уже не могли справиться с объемами банковской информации. Значительное время тратилось на устранение неувязок в докуме ...