На финансовом рынке банки конкурируют с небанковским структурами и это соперничество можно разделить на три уровня.
1. Основной уровеньконкуренция между коммерческими банками (универсальными и специализированными). Раньше между универсальными и специализированными существовало значительное различие, которое объяснялось тем, что для ряда операций были введены законодательные ограничения. Например, такого рода ограничения были введены в Великобритании в начале 30ых годов как реакция на огромное число банковских крахов в период 1929-1933 годов. Прибыли банков от отдельных специализированных операций были настолько велики, что деятельность в других сферах была для них просто не обязательной. С усилением конкуренции все больше проявляется тенденция к универсализации банковской деятельности, т.к. "банковский супермаркет" в условиях рынка лучше адаптируется к колебаниям рыночной конъюнктуры, а значит и более конкурентоспособен.
2. Второй уровеньконкуренция банков с небанковскими кредитно-финансовыми институтами (страховыми компаниями, пенсионными и инвестиционными фондами, финансовыми брокерами и др.).
3. Третий уровеньконкуренция банков с нефинансовыми структурами (торговыми домами, почтами, автопромышленными предприятиями и др.).
Кроме этих трех уровней можно выделить два подуровня:
4. Индивидуальная конкуренция,где конкурентами являются отдельные кредитные институты;
5. Групповая конкуренция,когда образуются конкурентные группы из родственных кредитных институтов. Исследование конкурентной среды банка в рамках анализа среды маркетинга необходимо направлять на тщательное изучение основных конкурентов, разрабатывая информационные системы для их анализа.
Анализ конкурентов позволяет:
· выработать стратегию нейтрализации их сильных сторон;
· сконцентрировать усилия на тех услугах, которые имеют устойчивые позиции;
· выделить наиболее перспективных клиентов;
· формировать положительную мотивацию у потенциальных клиентов к приобретению услуг банка;
· усилить уверенность после точного определения сильных и слабых сторон предоставляемых банком услуг.
Анализ конкурентов тесно связан с анализом стратегии конкурента и оценке его стратегических возможностей.
В соответствии с тем положением, которое банк занимает на рынке, выявляются основные конкуренты (банки и небанковские структуры), по которым и проводится исследование и анализ.
Чаще всего банки классифицируют конкурентов по следующим группам:
– прямые конкуренты (традиционно входящие в число основных конкурентов): банки, имеющие высокие показатели роста и оказывающие (или могущие оказать) существенное влияние на основную деятельность;
– новые банки, в основном, иностранные или банки, расширяющие географическую сферу деятельности;
– потенциальные "новички" новые небанковские конкуренты.
Для анализа степени влияния конкурентов необходима информация о конкурентах.
Полезные статьи:
Особенности автоматизации банковской деятельности
В последние годы банковская система нашей страны переживает бурное развитие. Несмотря на существующие недостатки российского законодательства, регулирующего деятельность банков, ситуация неуклонно меняется к лучшему. Прошли времена, когда можно было легко зарабатывать на спекулятивных операциях с в ...
Технология проведения межбанковских расчетов
Организация межбанковского клиринга в каждой стране зависит от исторических особенностей развития ее банковской системы, модели ее построения, степени концентрации и централизации банковского дела, а также от политики центрального банка в области денежно-кредитного регулирования экономики. В послед ...
Капитал банка
Капитал (собственные средства) коммерческого банка выполняет несколько важных функций в ежедневной деятельности и для обеспечения долгосрочной жизнедеятельности банка. Во-первых, капитал служит для защиты от банкротства (деньги на черный день), компенсируя текущие потери до решения возникающих проб ...