Участники рынка связывают появление на рынке новых лидеров с агрессивной стратегией, суть которой в максимально плотных контактах с риэлтерскими агентствами. По единогласному утверждению банкиров, основную роль в привлечении клиентов сейчас играют не процентные ставки и сроки предоставления кредитов, а нерыночные способы привлечения заемщиков через риэлтерские агентства. Так, по утверждению банкиров, все три средних банка, вошедших в пятерку лидеров (Москоммерцбанк, банк "Дельтакредит" и "КИТ-финанс"), работают по этим схемам. "Именно такая стратегия, как показал опыт Москоммерца, на данный момент является наиболее успешной на рынке ипотеки, и некрупные банки в силу присущей им мобильности в принятии решений первыми использовали этот канал продвижения своей продукции, - считает замдиректора финансового департамента Агентства по ипотечному жилищному кредитованию АИЖК Денис Гришухин. - Таким образом, рынок недвижимости определяет развитие рынка и ипотеки и даже расстановку сил на нем не только прямо, но и косвенно".
"Риэлтеры охотно соглашаются на сотрудничество с такими банками, поскольку уверены, что отказов по кредитам практически не будет", - поясняет руководитель блока ипотечного кредитования Альфа-банка Илья Зибарев. "Риэлтерские агентства выбирают партнеров среди банков, предлагающих максимально либеральные условия, - подтверждает руководитель проектов отдела ипотечного кредитования агентства недвижимости МИАН Максим Блеверов. - Если Москоммерц - это "пылесос", который одобряет практически все заявки, то тот же ВТБ отказывает в кредите в 30-40% случаев". [17]
Объем выданных ипотечных кредитов за первые шесть месяцев 2007 года увеличился на 60 процентов и превысил 200 миллиардов рублей.
Изменения на ипотечном рынке к 2007 году:
o Снижение ставок, первоначального взноса
o Усиление маркетинговых кампаний
o Рост игроков с 30 до 400х, что обеспечило увеличение конкуренции в 10 раз
o Увеличение срока кредитования
o Появление новых продуктов:
1. Выдача кредита без первоначального взноса
2. Возможность кредитования в франках и йенах
o Увеличение числа точечных продуктов, рассчитанных на узкоспециализированных клиентов
o Все еще не работает ипотека для военных
o Увеличение числа программ рефинансирования
Пятая часть жилищных займов приходится на Москву. Доля Московской области составляет 8 процентов, Санкт-Петербурга - 7 процентов. Задолженность по кредитам по состоянию на 1 июля достигла 380,5 миллиарда рублей.
Ситуация на региональном ипотечном рынке:
§ По мнению ФАС рынок абсолютно не развит: высокие кредитные ставки, недостаточный ассортимент продуктов
§ Низкая информированность населения: в большинстве случаев гражданам известно о 3х направлениях: национальный проект "Доступное жилье", программа "Молодая семья" и АИЖК
§ В ряде регионов наблюдается монополизм крупных банков
§ Явная поддержка местных кредитных организаций со стороны властей субъектов, что не позволяет создать конкурентную среду
§ Банки и населения не участвуют в госпрограммах
Главные причины сложившейся ситуации - это недостаточные доходы россиян, высокие проценты по кредитам, низкое качество продукта, высокая стоимость оформления кредитов и сложность процедуры, неполное раскрытие информации по дополнительным выплатам и комиссиям за обслуживание.
Полезные статьи:
Структура и факторы кредитного риска
Кредитный риск можно отнести к внутреннему (т.е. регулируемому и индивидуальному для каждого финансового посредника) риску, который в наибольшей степени поддается банковскому контролю. В рекомендациях Базельского комитета (2) выделяется 3 компоненты совокупного финансового риска: кредитный, рыночны ...
SWIFT сегодня в международной практике
Все ныне действующие системы банковских операций подразделяются на системы банковских сообщений и системы расчетов. Различие между ними заключается в том, что в рамках системы банковских сообщений осуществляются только оперативная пересылка и хранение расчетных документов, урегулирование платежей п ...
Перспективы развития андеррайтинга
Повышение качества страхового андеррайтинга, при рассмотре его проблем, становится очевидной. Но не надо только о грустном, страховые компании достигли и некоторых высот в отношении повышения качества андеррайтинга в своих компаниях (в основном конечно большие страховые компании). Совершенствуются ...