Российская система жилищного финансирования в дореформенный период соответствовала проводимой жилищной политике и заключалась в централизованном распределении бюджетных ресурсов для строительства государственного жилья и его бесплатном предоставлении гражданам, стоящим в очереди на улучшение жилищных условий. В 1987 году доля государственных капитальных вложений в жилищное строительство составляла более 80%, а средства населения - лишь 14,6% (включая средства индивидуальных застройщиков и членов жилищно-строительных кооперативов).
К началу экономических реформ в России отсутствовал рыночный механизм, предполагающий самостоятельное участие населения в решении жилищной проблемы. Свободный рынок жилья практически отсутствовал, долгосрочные кредиты населению составляли незначительную долю в общем объеме финансирования жилья и предоставлялись в основном индивидуальным застройщикам, жилищно-строительным и жилищным кооперативам на строительство нового, а не на покупку готового жилья.
За период реформ 1990 - 1998 годов в сфере жилищного финансирования произошли серьезные изменения. Влияние рыночных методов жилищного строительства на формирование рынка жилья показано в табл.2 [31].
Таблица 2.
Показатели |
Годы | |||||||
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 | |
Ввод общей площади жилых домов, млн. кв.м. |
61,7 |
49,4 |
41,5 |
41,8 |
39,2 |
41,0 |
34,3 |
32,6 |
Предоставление жилплощади очередникам, тыс. семей |
1296 |
1100 |
949 |
897 |
741 |
652 |
492 |
416 |
Степень обеспечения жилплощадью очередников, % от стоящих на учете |
14 |
11 |
10 |
9 |
8 |
8 |
6 |
6 |
Как видно из приведенных в табл. 2 данных, начальная ступень рыночных отношений - не обеспечила улучшение дел в жилищной сфере, а, наоборот, во многом усилила кризисные явления. Так, объем ввода нового жилья уменьшился в 1997г. по сравнению с 1990г. почти вдвое, что незамедлительно привело к заметному ухудшению дел в строительном секторе, убыточности многих строительных предприятий. При средней обеспеченности жильем 18,8м2 / чел. (значение данного показателя близко к странам со средними доходами населения) в ряде регионов этот показатель составляет от 8,7 до 15,9м2 / чел. Такое положение дел оставалось практически неизменным и в 1998г.
Однако в 1999г. в ряде регионов произошел коренной перелом в существующей ранее тенденции постоянного снижения объемов вводимого новым строительством жилья. Кроме того, впервые за годы реформ в строительной отрасли приостановлено снижение инвестиций в основной капитал и подрядные работы. Так, инвестиции в основной капитал в 1999г. составили 598,7 млрд руб. (101% к 1998г.), а выполненный объем подрядных работ - 314,5 млрд руб. (105,4%). Организациями и предприятиями всех форм собственности построено 32 млн м2 жилья (104,3%). При этом продолжался рост жилищного строительства на средства индивидуальных застройщиков. По сравнению с 1998г. этот показатель вырос на 14,6%.
Полезные статьи:
Тарифная политика. Состав и структура тарифной ставки
Тарифная политика в страховании - это систематическая работа страховой организации, уточнение, упорядочение страховых тарифов с целью осуществления эффективной деятельности. Страховая политика базируется на следующих признаках: 1. Принцип совокупности и рентабельности страховых операций. Данный при ...
Банковская система РФ, ее состояние
В настоящее время в России сложилась двухуровневая банковская система, состоящая из многочисленных коммерческих банков и одного центрального эмиссионного банка. Основная функция центрального банка состоит в эмиссии кредитных денег - банкнот и регулировании денежного обращения. Центральные банки пре ...
Коммерческие банки, их операции и услуги
Коммерческий банк – это кредитная организация имеющий право осуществлять совокупности на основании лицензии ЦБ следующих операций: 1. Привлечение денежных средств от юридических и физических лиц; 2. Размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочнос ...