Таким образом, механизмы, предусмотренные для реализации программы “Жилище”, не обеспечили в необходимой мере решение жилищных проблем. Между тем в ходе проведения данной программы формировались изменения, необходимые для создания рынка жилья и перехода жилищной сферы на рыночные принципы. Были изменены:
- структура жилищного фонда по формам собственности
- структура жилищного строительства по источникам финансирования, а также, в определенной мере, по типам зданий и технологиям их возведения.
Данные о развитии рынка жилья за годы рыночных реформ в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Твери, Новгороде Великом приведены в табл.3.
Таблица 3[36].
|
Показатели |
Годы | |||
|
1990 |
1995 |
1996 |
1997 | |
|
Число приватизированных квартир, млн. |
0,05 |
12,5 |
13,7 |
14,65 |
|
Удельный вес приватизированных квартир, % |
0,2 |
36 |
39 |
42 |
|
Число сделок купли-продажи квартир по 5 городам, тыс. |
Нет данных |
112,7 |
152,6 |
59,7 |
Приведенные в табл.3 показатели, с одной стороны, впечатляют, особенно темпы приватизации в жилищной сфере, а с другой - красноречиво представляют фон, на котором происходит становление российского ипотечного рынка: проведенная в нашей стране бесплатная приватизация жилья, тем более в такие чрезвычайно короткие по меркам экономического развития сроки, не сформировала по большому счету класс собственников вообще, а уж тем более класс эффективных собственников. Поэтому сложившаяся на сегодня в России социально-экномическая ситуация менее предпочтительна для запуска ипотечных программ, чем ситуация, эволюционно сложившаяся в США (табл.4).
Таблица 4[37].
Статистические данные за столетие о жилом фонде США
|
Жилой фонд, находящийся в личной собственности | |||
|
Год |
Доля, % |
Год |
Доля, % |
|
1890 |
48,0 |
1960 |
62,0 |
|
1900 |
47,0 |
1970 |
64,1 |
|
1910 |
46,0 |
1980 |
65,6 |
|
1920 |
46,0 |
1990 |
63,9 |
|
1930 |
48,0 |
1995 |
64,7 |
|
1940 |
44,0 |
1996 |
65,4 |
|
1955 |
55,0 |
В среднем за столетие |
55,4 |
Полезные статьи:
Кардинальные изменения за последнюю декаду
Последние 10 лет (или около того) в финансовом секторе нашей экономики происходили стремительные перемены, и справедливости ради надо сказать, что финансовая система до сих пор находится в состоянии изменения. Существовавшее ранее законодательство довольно строго определяло задачи и виды деятельнос ...
Принятие DIDMCA как важнейший шаг в банковском законодательстве
Принятый в 1990 г. Закон о дерегулировании депозитных учреждений и монетарном контроле (DIDMCA) попытался отразить эти реалии путем уменьшения или исключения многих исторически сложившихся различий между коммерческими банками и различными сберегательными учреждениями. Следует сказать, что DIDМСА - ...
Совет управляющих и ФРС
Стержнем нашей денежной и банковской системы является Совет управляющих Федеральной резервной системы. Семь членов Совета назначаются президентом с одобрения конгресса. Им устанавливаются длительные сроки полномочий 14 лет, но вместе с тем каждые два года заменяется один член Совета. Это делается д ...