Валютные риски – это опасность изменения стоимости валюты цены по отношению к валюте платежа в период между временем заключения контракта и временем осуществления платежа по нему. Валютным рискам подвержены обе стороны контракта. Так как валютные риски существуют всегда, то мировая практика выработала специальные механизмы защиты от валютных рисков. В процессе такой защиты делается решение о ее целесообразности, выбирается часть контракта, которую необходимо защитить, и выбирается конкретный метод защиты (страхования рисков).
Подводя итоги, можно сделать такие выводы.
В качестве методов страхования валютных рисков в различные периоды времени использовались разные.
В послевоенные годы широкое распространение получил такой метод защиты от валютных рисков, как валютные оговорки. Валютная оговорка представляет собой оговоренное в контракте условие, по которому в момент платежа стоимость контракта пересчитывается в соответствии с золотым содержанием. Оговорки, основанные на золотом содержании национальных валют, применялись в послевоенные годы. Затем применялись также формы валютных оговорок, основанные на курсах стабильной валюты или сразу нескольких валют, так называемых валютных корзин, и многие другие. С 70-х годов 20 в. такая форма страхования валютных рисков почти не применяется из-за присущих ей недостатков.
В качестве метода страхования валютных рисков используется также валютные опционы. Валютный опцион – сделка между покупателем опциона и продавцом валют, которая дает право покупателю опциона покупать или продавать по определенному курсу сумму валюты в течение обусловленного времени за вознаграждение, уплачиваемое продавцу.
Форвардная валютная сделка – продажа или покупка определенной суммы валюты с интервалом по времени между заключением и исполнением сделки по курсу дня заключения сделки. Форвардные валютные сделки осуществляются вне биржи. Сторонами форвардной сделки обычно выступают банки и промышленно-торговые корпорации.
Валютный фьючерс – срочная сделка на бирже, представляющая собой куплю-продажу определенной валюты по фиксируемому на момент заключения сделки курсу с исполнением через определенный срок.
«Своп» – операция, сочетающая наличную куплю-продажу с одновременным заключением контр-сделки на определенный срок. Существует несколько типов операций «своп»: валютные, процентные, долговые, с золотом и их различные сочетания.
Таким образом, эффективное использование всех вышеперечисленных методов позволяет предотвратить опасность потерь субъектов внешнеэкономической деятельности вследствие изменения валютных курсов различных стран.
[1] Внешнеторговые сделки. Составитель И.С.Гринько. - Сумы: Фирма «Реал», 1994-464 с.
[2] Валютные операции. В. М. Краськов «Иола», М.: 2005г.
[3] Международные валютно-финансовые и кредитные отношения. Под редак-цией Л.Н. Красавиной. - Москва, 1999 г
[4] . Основы внешнеэкономических знаний : Словарь-справочник / С.И.Долгов, В.В.Васильев, С.П. Гончарова и др. - М.: Высш. шк., 1990 - 432 с.
[5] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Экономика и управление
.-М., 2005
[6] Большой юридический словарь
/ Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.-М., 2002
[7] Ефремов И.А. Учет и анализ валютных операций в коммерческих банках. М.: Финансы и статистика, 1996.
Полезные статьи:
Структура расходов страховщика на ведение
страхового дела
При составлении страхового тарифа следует учитывать, что страховыми взносами необходимо покрывать не только страховые суммы и возмещения, но и расходы на содержание страхового общества. В связи с этим расходы на ведение дела можно классифицировать на следующие виды: - организационные, - управленчес ...
Общие понятия и роль жилищного страхования
В течение последних десяти лет вопросы, связанные с защитой жилищного фонда в России, требовали одновременно тактических и стратегических решений на государственном уровне. Перед руководителями различных уровней исполнительной власти продолжают стоять задачи по управлению системой ЖКХ в целом и по ...
Состояние рынка розничных банковских
продуктов и позиционирование банка на нем
Современная ситуация на российском банковском рынке характеризуется отсутствием повсеместной практики применения традиционных для западных банков маркетинговых программ. В большинстве своем российские банки ограничиваются проведением имиджевой рекламы, лишь некоторые банки прибегают в своей практик ...