Анализ конкуренции банков на рынке ипотеки

Страница 3

На основании данных, представленных в таблице можно рассчитать следующие индексы и коэффициенты:

1. Коэффициент концентрации

CRk=∑qi

Рассчитаем этот коэффициент для 3х фирм:

CR3=38,34%+12,78%+8,71%= 59,83%

CR4=38,34%+12,78%+8,71%+5,15%=64,98%

2. Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана определяется как сумма квадратов долей реализации товара на товарном рынке, выраженных в процентах, приходящихся на каждого субъекта рынка

HHI = ∑qi2

HHI = 1841,911

Поскольку коэффициент концентрации не позволяет дифференцировать "рыночную роль" различных участников, то при наличии полной информации о финансовых организациях предпочтительной является оценка концентрации рынка с помощью коэффициента концентрации и индекса Герфиндаля-Гиршмана, который показывает, какое место на данном рынке занимают более мелкие участники и есть ли предпосылки при сложившемся составе финансовых организаций к противодействию со стороны более мелких участников рынка рыночной власти крупнейших.

Учитывая имеющийся коэффициент концентрации и только что полученный коэффициент HHI, то отечественный рынок ипотечного кредитования можно отнести к умеренно - концентрированному.

3. Коэффициент относительной концентрации

К=β/α,

где β - доля числа крупнейших предприятий на рынке

α - доля продаж крупнейших предприятий

Будем считать, что на российском ипотечном рынке 3 крупнейших банка, тогда:

К = 17,65/59,83 = 0,295

В связи с тем, что значение коэффициента близко к 0, то степень концентрации на рынке высока.

Причем, вопрос о том, сколько брать крупнейших предприятий - не решен. К примеру, если мы возьмем это число за два, то коэффициент будет равен 0,23, т.е. концентрация на рынке выше.

Поэтому, воспринимать значение, получившееся по этому коэффициенту как однозначно правильное нельзя. Нужно рассматривать в совокупности с другими индексами.

4. Индекс Холла-Тайдмана НТ [21]

НТ = 1/ (2*∑Risi - 1)

R - ранг, по убыванию, у самой крупного банка ранг 1

HT = 1/ (2* 4,538 - 1) = 0,124

Этот коэффициент лежит к пределах от 0,0588 до 1. Получившееся значения ближе к нижней границе, поэтому считается, что концентрации не велика.

5. Индекс максимальной доли

I = (qmax - M (q)) / (qmax + M (q))

M (q) - средняя арифметическая рыночных долей

I = (38,35 - 5,88) / (38,35 + 5,88) = 0,73

Если рынок монополизирован, тогда qmax→ 1, M (q) → 0, а индекс стремится к единице. При совершенной конкуренции, когда доли всех банков равны друг другу и равны 1/n, числитель будет равен нулю, и индекс тоже будет равен нулю.

В нашем случае индекс лежит в интервале от 0,5 до 0,75, что диагностирует олигопольный рынок. В тоже время, индекс очень близок к интервалу (0,75;

1), который характеризует монополизацию рынка.

6. Коэффициент Линда

Для характеристики изучаемого рынка рассчитан индекс Линда (L), который позволяет определить степень неравенства между лидирующими на рынке продавцами товара и рассчитывается по формуле:

L=∑Qi * 1/k* (k-1)

Qi = Ai/i /

[ (Ak - Ai) / (k-i)]

где k - число поставщиков (не менее 2х)

i - число ведущих поставщиков, среди k

Ai и Ak - соответственно доля ведущих поставщиков среди всех и доля всех поставщиков

Qi - отношение средне доли рынка i-го поставщика к доле k-i поставщиков

Индекс Линда использован в качестве определителя "границы" олигополии следующим образом: рассчитывается L для K = 2, K = 3 и так далее до тех пор, пока L k+1 > Lk, то есть не будет получено первое нарушение непрерывности показателя L. "Граница" считается установленной при достижении значения Lk минимального значения по сравнению с Lk+1.

Были проведены вычисления, которые занесены в следующую таблицу:

I

II

III

k

2

3

3

Ak

51,12

59,83

59,83

i

1

1

2

Ai

38,35

38,35

51,12

Q

3,002

3,570494

2,934558

L

1,501

0,595082

0,978186

Страницы: 1 2 3 4

Полезные статьи:

Биржи труда во времена НЭПа
Тема российского рынка труда 20-х годов поднималась на страницах "Социса" в 1989 г. Черных А.И. Автором рассматривался общий ход развития рынка труда и анализи­ровались масштабы, причины и последствия безработицы. Обращение к опыту НЭПа объяснялось тогда началом экономических реформ и поя ...

Потребительная стоимость и качество ценной бумаги
Как и любой товар, ценная бумага имеет потребительную стоимость и стоимость для своего владельца. Потребительная стоимость находит своё выражение в тех правах, которыми наделена конкретная ценная бумага, это её права, выраженные как единое целое. В отличие от обычного товара, потребительная стоимос ...

Коммерческий банк как участник рынка ценных бумаг
Одним из участников рынка ценных бумаг являются коммерческие банки. Они могут выступать в роли эмитентов ценных бумаг. Коммерческие банки могут выступать эмитентами не только акций и облигаций, но и депозитных и сберегательных сертификатов и векселей. С помощью выпуска акций банки формируют собстве ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mostbanks.ru