Средства социального страхования, отчуждаемые на законном основании,
становятся собственностью застрахованных и не подлежат изъятию. Они не
могут быть использованы вне системы социального страхования, не облагаются
налогами и с них не производится никаких отчислений.
Средствами социального страхования управляют субъекты: фонды и
страховые кассы. Для устойчивости функционирования системы соцстраха в
субъектах образуются резервные средства. Субъекты осуществляют
финансирование всего комплекса мероприятий: начиная от выплаты страховых
сумм и пособий и заканчивая обеспечением мероприятий по оздоровлению и
реабилитации трудящихся, членов их семей. Из средств социального
страхования производится покрытие расходов на текущую деятельность
субъектов по обеспечению социального страхования и социальной помощи.
Для большей устойчивости в системе рыночных отношений фондам и
страховым кассам предоставляется право коммерческого управления средствами
социального страхования, но при условии направления большей части
получаемой прибыли в систему социального страхования. Под коммерческим
управлением понимается и участие фондов в коммерческих видах страхования, и
вложение средств в коммерческие банки, и различные виды деятельности,
приносящие прибыль, кроме запрещенных законодательством. Страховые кассы
вправе на этих же условиях вкладывать средства в развитие своего
предприятия.
Одним из важных является вопрос об участии средств госбюджета в
системе социального страхования. С одной стороны, отказ от бюджетного
финансирования части расходов по социальному обеспечению в системе
социального страхования будет означать либо увеличение доли взносов
страхователей-работодателей (с чем они могут не согласиться), либо
невозможность возмещения застрахованным 100% утраченного заработка. Но
фактом участия средств госбюджета создается прецедент вмешательства
государства в финансовую деятельность системы социального страхования.
С другой стороны, государство в виде различных налогов так или иначе
производит отчисление в госбюджет, в том числе и на нужды социального
страхования. Другое дело, что финансирование этой статьи расходов
государство осуществляет по остаточному принципу, бюджетный дефицит сегодня
не позволяет удовлетворять в должной мере многие социальные потребности
нашего общества. Поэтому создателями моделей финансирования социального
страхования предлагаются два альтернативных варианта возмещения ущерба при
наступлении страховых случаев и временной утрате трудоспособности.
Вариант 1.
Утраченный заработок возмещается в размере 80% от среднего
заработка или совокупного дохода застрахованного, в том числе 73% — из
дохода предприятия и 7% — из накопленных средств застрахованного.
Оставшаяся часть (20%) может возмещаться из средств либо госбюджета, либо
социального страхования, накопленных за счет коммерческого управления или
же из средств фондов.
Отказ от средств госбюджета, а также отсутствие достаточных средств на
первых порах, пока не произойдет становление системы социального
страхования, позволит возмещать лишь установленный минимум.
Вариант 2.
Страховые возмещения составляют 75% — минимальное страховое
возмещение, в том числе из средств предприятия выплачивается 55% от
означенной суммы и 25% — из средств госбюджета, оставшаяся до 100% часть
распределяется между предприятием (75%) и застрахованным (25%).
Размер минимального возмещения утраченного заработка взят как некая
средневзвешенная величина от выплачиваемого ранее возмещения, когда ее
размер зависел от стажа работающего.
Возмещение ущерба производится страховыми кассами предприятия.
Средства предприятия и застрахованных у предприятия не изымаются, а
переходят в статью расхода по социальному обеспечению в системе социального
страхования. Предприятие при этом не вправе использовать эти средства на
собственные нужды, и только страховые кассы могут использовать их в
коммерческих целях.
Средства застрахованного, выделенные в отдельную статью доходов,
накапливаются и впоследствии могут использоваться им в системе социального
страхования даже на самые экзотические потребности, как, например, на
пластические операции, на исключительно дорогостоящие медицинские
процедуры, на лечение и отдых в санаториях и на курортах с семьей в любых
точках земного шара и др.
Включение средств застрахованного в статью источников, на первый
взгляд, представляется спорным. Некоторые расценивают это как ущемление
Полезные статьи:
Порядок предоставления кредита
Рассмотрение вопроса о предоставлении кредита осуществляется на основании заявки потенциального Заемщика на предоставление кредита, составленной в произвольной форме. Кредитующее подразделение запрашивает необходимые для рассмотрения заявки документы, в т.ч. учредительные и правоустанавливающие док ...
Организационно-экономическая характеристика МСК
«АсСтра»
ООО МСК «АсСтра» (далее – АсСтра) основана 23 октября 1991 года. Форма собственности АсСтра – смешанная российская с долей федеральной. Миссия АсСтра состоит в том, чтобы быть устойчивым лидером в медицинском страховании Ростовской области, предоставляя Клиентам полный спектр первоклассных услуг и ...
Национальные системы межбанковских взаиморасчетов
Во всех крупных странах существуют национальные системы для осуществления межбанковских операций крупных стран. В США используются Fedwire - сеть федеральной резервной банковской системы, CHIPS - межбанковская платежная сеть, Bankwire. Во Франции межбанковские расчеты основаны на системе SIT. В Вел ...