Финансирование социального страхования

Страница 2

интересов как застрахованных, так и страхователей. Модель содержит, таким

образом, внутренние резервы своего совершенствования, ибо предусматривает

представительство всех субъектов системы страхования в системе управления.

Кроме того, использование личных счетов страхуемых повышает как их

заинтересованность в страховании, так и ответственность за собственное

здоровье и условия труда. Возможность накопления страховых средств на

личных счетах увеличивает реальную защищенность трудящихся.

Страховой принцип избавляет работающих граждан от иждивенческих

настроений, помогает им осознать, что бесплатных социальных услуг и

социальной помощи в природе не бывает, что их необходимо заработать.

Накопительный принцип, позволяя инвестировать средства в развитие

производства, оказывается выгодным и для экономики, и для страхуемых.

Бюджет социального страхования зависит от необходимого объема

обеспечения социальной защиты трудового населения, который в свою очередь

определяется численностью наемных работников и состоянием их здоровья,

природно-климатическими и экологическими условиями работы и проживания,

национально-культурными особенностями и др. Часть ответственности за

перечисленные факторы ложится и на государство, что влечет за собой

появление государственных финансовых обязательств. Поэтому в некоторых

случаях возможно частичное государственное финансирование отдельных видов

социального страхования или реализация соответствующих социальных программ

в рамках страхования.

В основе такой модели лежит принцип, согласно которому размеры

страховых взносов зависят от доли ответственности за страховые риски. В

организационном построении модели учтены интересы всех участников системы

социально-трудовых отношений, соответственно представленных в системе

социального страхования. При принятии решений предусмотрены демократические

формы согласования интересов.

Функционирование системы социального страхования, независимо от того,

какая модель принимается к реализации, основано на финансовом обеспечении

оказываемых по нему услуг. Для этого определяются источники финансирования,

в качестве которых выступают или могут выступать:

- Страховые взносы страхователей — работодателей и лиц, занятых

индивидуальной трудовой деятельностью;

- страховые взносы страхуемых — трудоустроенных граждан;

- средства, возмещаемые страхователями (штрафы, пени и т.д.);

- прибыль, возникающая в результате коммерческого управления

средствами социального страхования;

- средства госбюджета;

- инвестиции в страховую деятельность;

- различного рода пожертвования от юридических и физических лиц;

- другие источники, не запрещенные действующим законодательством.

Формы, виды и размеры финансирования могут быть неодинаковыми. В целом

предполагаются три основных источника финансирования системы социального

страхования: бюджет, предприятие и каждый работник в отдельности.

И в прошлом, и сегодня имеется только один субъект финансирования —

государство. Фактически основным источником выступало предприятие и все

работающие, средства которых, отчуждались и передавались в распределительную

систему. Одним из недостатков такой системы было неучастие предприятий и

работников в деятельности системы социальной защиты и социального

страхования.

Бюджет предполагает финансирование всей системы социального

обеспечения - в большей доле, и части системы социального страхования - в

меньшей доле. Этими средствами распоряжается специально созданный фонд, в

частности, пенсионный, занятости, страхования в экстремальных условиях,

социального страхования по временной нетрудоспособности. Понятно, что

средства бюджета составляют также деньги работающих — налогоплательщиков,

но отчуждаются эти деньги в бесспорном порядке согласно закону о социальной

защите, т.е. с разрешения работающих и всех граждан, которые передали эту

функцию законодательному органу. Вторым источником финансирования,

безусловно, остаются средства страхователей, составляющие основную долю

поступлений в систему социального страхования.

В фонды социального страхования перечисляется определенный процент

страховых взносов, устанавливаемый субъектами по согласованию. Для

обеспечения координации деятельности всей системы социального страхования,

а также для проведения различных мероприятий республиканского уровня,

выполнения программ социального страхования фонды перечисляют в федеральный фонд определенный процент от получаемых ими средств также по согласованию между всеми фондами социального страхования.

Страницы: 1 2 3 4

Полезные статьи:

Составные части рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг, как и любой другой рынок, - это сложная структура, имеющая много характеристик. В зависимости от этого его можно рассматривать с разных сторон, и его разные характеристики попарно отражают ту или иную сторону рынка ценных бумаг. Составные части рынка ценных бумаг в своей основе ...

Экономическая деятельность банков с участием иностранного капитала на российском рынке
Приход иностранных банков на российский рынок состоялся в начале 1990-х гг., как и в большинстве других развивающихся стран и государств с переходной экономикой. Открыв внутренний рынок для иностранных банков, государство преследовало несколько целей: стимулировать приток иностранных инвестиций, по ...

Пути совершенствования управления кредитным портфелем в банках республики
Кредитным организациям в целях построения эффективной системы управления качеством кредитного портфеля необходимо обеспечить проведение комплекса мероприятий, в частности: - формирование кредитного портфеля в соответствии с выбранной стратегией кредитования, периодически корректируемой на рыночную ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mostbanks.ru