Договор страхования - юридический факт, порождающий страховое обязательство.
Страхование контейнеров по специальным договорам страхования (Institute Container Clauses), обычно заключаемым на стандартных условиях Института лондонских страховщиков («О страховании контейнеров на срок с ответственностью за все риски — Условие «А»). Контейнеры, конечно, могут страховаться и на более узких условиях «В» и «С».
Условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков - правилах страхования (ст.943 ГК РФ).[3]
Заключение договора страхования производится на основании письменного заявления страхователя, которое должно содержать основные данные об объекте: тип контейнера, объемные показатели, стоимость, наименование судна-перевозчика, дату выхода судна в рейс, пункт от правления, пункты назначения и перегрузок и т.п.
Договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение формы влечет недействительность договора страхования (п.1,ст.940 ГК РФ).[4]
Бремя доказательства, что гибель или повреждение застрахованного контейнера произошли в результате воздействия опасностей, покрытых страхованием, лежит на страхователе.
Если в договоре страхования не предусмотрено иного, убытки от повреждения контейнеров возмещаются в сумме, не превышающей стоимости восстановления поврежденных или погибших частей, за вычетом процента естественного износа этих частей на момент аварии.
В любом случае, данный договор страхования должен содержать существенные условия, по которым между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:
- об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования;
- о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая);
- о размере страховой суммы;
- о сроке действия договора ( ст.942 ГК РФ)[5]
Юридическое значение существенных условий состоит в том, что отсутствие хотя бы одного такого условия не позволяет считать договор заключенным. К числу существенных относятся и условия, на согласовании которых настаивает одна из сторон.
При страховании контейнеров (приеме на ответственность и установлении ставки премии) следует иметь в виду, что стоимость с каждым годом неизменно возрастает.
По каждому виду ответственности обычно устанавливаются лимиты страховщика по каждому страховому случаю. Поэтому страхование контейнеров предполагает заключение генерального договора.
Страховые компании, как правило, предлагают клиентам часто используемые в мировой практике генеральные полисы.
По нему, как правило, страхуются грузы, транспортируемые партиями (частями).
Это систематическое страхование разных партий однородного груза на сходных условиях, в течение определенного срока может по соглашению страхователя со страховщиком осуществляется на основании одного договора страхования - генерального полиса ( ст.941 ГК РФ).[6] Например, на весь застрахованный груз выдается генеральный полис, а по отдельным его отправкам могут быть выданы полисы или страховые сертификаты.
Обычно в генеральном полисе оговариваются:
- груз или виды груза;
- маршруты перевозок;
- вид транспорта;
- лимит страховой суммы по одному транспортному средству;
- примерный график поставок;
- планируемый оборот компании в течении года;
- иные позиции, четко устанавливающие «подпадание» партии груза под действие генерального полиса.
Генеральный полис имеет ряд преимуществ: сокращаются административные расходы на ведение дел, упрощаются расчеты по оплате страховой премии.
Полезные статьи:
Проблемы и перспективы развития
банковской системы
В последнее время в средствах массовой информации и экономических изданиях часто встречаются материалы с положительными отзывами о банковском секторе Казахстана. Действительно, на постсоветском пространстве наша банковская система заслуживает самых высоких оценок. Это признают и многие международны ...
Особенности структуры и развития кредитной системы РФ
Центральный банк - основной проводник денежного кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Общее ...
Цели проведения IPO: российская практика и
зарубежный опыт
Российские компании впервые вышли на рынок IPO (Initial Public Offerings) 15 лет назад. Однако в экономической литературе до сих пор практически не исследованными остаются цели, которые ставят отечественные эмитенты при проведении первоначального публичного предложения своих акций. Единственный док ...