В связи с важной ролью страховых тарифов в страховании и деятельности страховых организаций в целом последние разрабатывают и проводят определенную тарифную политику.
Существует несколько подходов к раскрытию термина «тарифная политика»:
1) тарифная политика в страховании Insurance tariff (rate) policy - целенаправленная деятельность страховщика по установлению, уточнению, упорядочению и дифференциации страховых тарифов в интересах страхователей и безубыточного развития страхования [7].
2) тарифная политика — целенаправленная деятельность страховщика по установлению и корректировке страховых тарифов с целью обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности деятельности страховщика [3, 209].
3) тарифная политика – это комплекс организационных, информационно-аналитических, экономических и других мероприятий, направленных на разработку, применение, уточнение базовых тарифных ставок, повышающих и понижающих их уровень коэффициентов по видам (предметам) страхования, которые обеспечивают приемлемость, привлекательность тарифов страхователей и прибыльность страховых операций страховщика [1, 194]
Для реализации тарифной политики осуществляется комплекс мер, направленных на разработку, применение и уточнение базовых тарифных ставок и их применение при заключении договоров страхования [2].
Тарифная политика страховщика базируется на следующих основных принципах, представленных на рисунке 1:
Рисунок 1 – Принципы тарифной политики страховщика
Рассмотрим данные принципы подробнее:
Принцип 1.
Принцип эквивалентности страховых отношений означает, что нетто-ставки должны максимально соответствовать вероятности ущерба с тем, чтобы обеспечить возвратность средств страхового фонда за тарифный период той совокупности страхователей, для которой рассчитывались страховые тарифы. Поскольку тарифные ставки, как правило, устанавливаются в масштабе той или иной области, края, республики в среднем за 5 или 10 лет, то в этом же масштабе, за установленный период и должна произойти возвратность взносов в виде страхового возмещения. Таким образом, принцип эквивалентности отвечает перераспределительной сущности страхования как замкнутой раскладке ущерба [5, 98].
То есть тарифы должны рассчитываться исходя из условия равенства полученной за тарифный период нетто-премии и общей вероятной суммы страховых выплат в связи со страховыми случаями по тому или иному виду страхования. По видам страхования, относящимся к страхованию жизни, учитывается равенство суммарной нетто-премии с инвестиционным доходом и страховых выплат.
Если окажется, что за тарифный период суммарная величина нетто-премии превысила совокупную сумму страховых выплат за тот же период, то это свидетельствует о завышении страхового тарифа и ущемлении интересов страхователей. Снижается и конкурентоспособность тарифов. Превышение общей суммы страховых выплат за тарифный период над суммарной величиной полученной нетто-премии, наоборот, несет убытки страховщику[1, 194].
Принцип 2.
Доступность страховых тарифов для широкого круга страхователей. Чрезмерно высокие тарифные ставки являются финансовым бременем для страхователей и тормозом развития страхования. Страховые премии должны составлять такую часть дохода страхователя, которая не является для него значительной в личном бюджете и страхование может стать выгодным вкладом денежных средств [4, 397]. Доступность тарифных ставок для страхователя находится в прямой зависимости от числа страхователей и количества застрахованных объектов. Чем больший круг застрахованных лиц и объектов охватывает страхование, тем меньшая доля в раскладке ущерба приходится на каждого. Это уменьшает размер тарифной ставки, и страхование становится доступнее [3, 210]. Доступность страховых премий и, соответственно, тарифов означает эффективность страхования как метода страховой защиты общественного производства. Т.е данный принцип означает обеспечение экономической целесообразности страхования для потребителя [2].
Полезные статьи:
Понятие и признаки банковской лицензии
Термин «специальное разрешение (лицензия)» применительно к осуществлению банковской деятельности, помимо специального банковского законодательства (гл. 2 Закона о банках; ст. 4 и 58 Закона о Банке России), употребляется в ст. 52 Закона о рынке ценных бумаг, ст. 172 УК РФ, ст. 9 Закона о валютном ре ...
Финансовая устойчивость региональных банков. Особенности оценки и
регулирования
Для устойчивого функционирования банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов, необходимо проводить анализ финансового состояния кредитных организаций. Цель анализа – обеспечить качественное управление развитием всех важнейших экономических и финансовых параметров жизнедеятельности ...
Проект финансового плана МСК «АсСтра» на текущий
год
В связи с предлагаемым вариантом реорганизации отдела страхования был разработан проект финансового плана на 2006 год. За период финансовых расчетов был взят один год (12 месяцев). При этом следует заметить, что в течение этого периода можно выделить месяцы, как с положительным, так и с отрицательн ...