Из истории бирж

Страница 2

Для первых советских товарно-сырьевых бирж были характерны особенности, обусловленные экономической политикой государства диктатуры пролетариата. К их числу относятся:

1. Регистрация на биржах внебиржевых сделок, регламентируемых постановлением СТО от 1 января 1922 г. Основной причиной введения регистрации внебиржевых сделок было стремление государства административным путем привлечь торговцев на биржу и осуществить за ними дополнительный контроль.

Чтобы заставить промышленные и торговые организации заключать сделки на бирже, применялось экономическое стимулирование путем установления более высоких ставок сборов с внебиржевых сделок при их регистрации.

На начальном этапе создания бирж основными их участниками были государственные и кооперативные организации. Частные лица не могли быть членами центральной товарной биржи, как правило, они не допускались на биржевые собрания. Но были и исключения. Так, устав Саратовской товарной биржи предусматривал участие в ее работе частных лиц, но количество их на собрании не могло превышать соотношение 2/7 общего количества участников. Членами биржи могли быть и иностранцы, удовлетворяющие установленным требованиям.

2. В соответствии с Декретом СНК от 10 апреля 1923 г. Все государственные промышленные предприятия, действующие на началах коммерческого расчета, все центральные тресты обязаны были состоять членами биржи и регистрировать на бирже свои оптовые сделки. Декретом от 17 июня 1923 г. такая практика была введена и для местных трестов, находящихся в управлении совнархозов.

«Обязательное членство» и регистрация внебиржевых сделок вызывали неудовольствие отдельных бизнесменов. Наверное, здесь была и негативная сторона, но положительным было то, что биржевые операции, а через них и все экономические процессы находились в поле зрения государства, которое могло оказывать на них при необходимости регулирующее воздействие. По нашему мнению, такая система сейчас позволила бы наладить финансовый учет и механизм эффективного налогообложения. Пока же многие коммерческие сделки нигде не регистрируются, а их участники уходят от налогообложения. От этого страдает государственный бюджет, социальные программы, а через них мы вновь выходим на социальную напряженность и обострение оперативной обстановки.

Необходимость биржевого контроля особенно актуальна в условиях правового нигилизма, который демонстрируют отдельные российские нецивилизованные предприниматели.

3.

Характерной чертой советских товарных бирж была их многопрофильностъ. На бирже совершались сделки практически по всем видам товарных групп. Поэтому биржа состояла из различных секций, где осуществлялись операции по реализации продукции определенной отрасли. Их деятельность определялась соответствующими положениями, а члены секций подчинялись биржевому комитету. Например, при образовании Московской товарной биржи было создано 6 секций: сырьевая, хлебно-продуктовая, текстильная, строительная, металлическая и электротехническая, химическая. Позднее была создана лесная секция.

4.

По мере укрепления финансового положения страны на советских биржах создавались финансовые отделы, где осуществлялись операции с государственными ценными бумагами (в основном операции по их размещению), иностранной валютой, реализация акций, учет векселей и других платежных ведомостей.

На 1

октября 1926

г. в стране насчитывалось 114 товарных бирж. Членами бирж были 8514

торгово-промышленных предприятий и частных лиц (последние допускались на биржевые собрания, а членами бирж зачастую не были).

Возродившиеся в Советском Союзе биржи просуществовали до 1929

года («года великого перелома»), и после запрещения частной коммерческой деятельности были прикрыты и биржи.

В 90-е годы XX века переход к рыночной экономике в России потребовал вновь обратиться к развитию оптовой торговли материально-вещественными факторами производства, а следовательно, к созданию системы биржевых учреждений. С 1990 г. начали свою работу Московская городская и Московская областная торговые биржи, Российская товарно-сырьевая биржа, биржа в Санкт-Петербурге, утверждена Московская V центральная фондовая биржа и т.д. В середине 90-х гг. в стране действовало уже около 1500 различных бирж, что значительно больше, чем во всех развитых странах мира. Такое обилие бирж обнаруживало их спекулятивный характер и долго существовать не могло. По мере стабилизации экономики России к началу XXI века значительная часть таких бирж «лопнула», а оставшиеся реальные начали расширять свою работу.

Страницы: 1 2 

Полезные статьи:

Организация контроля над деятельностью фондовой биржи
Фондовые биржи организуются либо в форме частных корпораций - акционерных обществ (Англия и США), либо в форме публично-правовых институтов (Германия и Франция). Прием в члены биржи ограничен; самостоятельная торговля на бирже является монополией ее членов. Во главе биржи стоит биржевой комитет или ...

Анализ банковской системы Казахстана
Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк является центральным банком государства и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы. Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального Банка определяются Законом Республики Ка ...

Центральный и коммерческие банки, их функции и характер взаимодействия в современных условиях
Банк - (в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности в РФ) коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому на основании лицензии, выдаваемой Банком России, предоставлено право при­влекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего име­ни размещать и ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.mostbanks.ru