Следует отметить, что процедуры банковского надзора также должны базироваться на оценке рисков, которые присутствуют в банковском секторе. Речь идет о дифференциации форм и методов надзора в зависимости от степени потенциального, негативного влияния конкретного финансового института (банка) на общую ситуацию на финансовом рынке и масштабов возможных потерь для вкладчиков банковского сектора.
Управление рисками - это процесс, включающий четыре основных элемента: оценка риска, измерение риска, контроль риска и мониторинг риска. Система управления рисками обеспечивает идентификацию, оценку, контроль и отслеживание всех видов рисков, которым подвержен банк, и предусматривает наличие собственного капитала, адекватного таким рискам.
Система управления рисками предусматривает полномочия совета директоров банка по утверждению политик и процедур ограничивающих риски, связанные с деятельностью банка, и мониторингу рисков, а также ответственность правления банка: осуществление операций, в рамках положений указанных внутренних документов и процедур.
Внутренние процедуры банка по управлению рисками должны соответствовать принятым в международной практике процедурам и рекомендациям Комитета. При этом, под международной практикой управления рисками понимаются принципы управления рисками Базельского комитета по банковскому надзору, разработанные им на основе анализа и обобщения лучшей международной методологии управления рисками.
Банки должны располагать корпоративной политикой и процедурами управления рисками, системами количественной оценки (измерения) рисков, определения стоимости оказываемых банковских услуг, с учетом связанных с ними рисков, установления лимитов на риски, диверсификации и хеджирования рисков, а также формирования собственного капитала в размере, достаточном для покрытия возможных убытков банка, связанных с проведением балансовых и внебалансовых операций.
При этом, необходимым условием функционирования системы управления рисками является наличие в банке надежной системы сбора и обработки информации, а также организационной структуры банка, позволяющих идентифицировать, оценивать, отслеживать и контролировать риски банка
Эффективность моделей управления рисками определяется результатами систематического бэк-тестинга, в рамках которого выходные данные названных моделей, определяющие возможные убытки банков по принятым рискам и необходимый для их покрытия размер собственного капитала, рассчитанные с использованием исторических данных, имеют вероятность соответствия фактическим (текущим) показателям не ниже уровня 99%. То есть бэк-тестинг рассматривается как метод проверки эффективности процедур измерения рисков с использованием исторических данных по операциям банка и сравнением рассчитанных результатов с текущими (фактическими) результатами от совершения указанных операций.
Также, банк должен проводить стресс-тестинг, результаты которого свидетельствуют о том, что банк сохранит свою платежеспособность и при наступлении крайне негативных условий (максимальных рисков), смоделированных на основе критических данных. В случае, если результаты стресс-тестинга показывают наступление неплатежеспособности банка, банк должен систематически вести работу по выполнению собственного плана мероприятий, разработанного специально на случай «стрессовых» ситуаций, в том числе предусматривающий формирование необходимого размера собственного капитала, хеджирования рисков, изменения структуры активов и обязательств банка. Таким образом, стресс-тестингом является метод измерения потенциального влияния на финансовое положение банка исключительных, но возможных событий, которые могут оказать влияние на деятельность банка.
На сегодняшний день Комитет Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций уделяет особое внимание состоянию систем управления рисками в банках, а также эффективности системы внутреннего контроля.
В частности, было установлено требование к банкам второго уровня о представлении ими аудиторского заключения, содержащего обзор систем управления рисками в банках, а также принята Инструкция о требованиях к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня, утвержденная постановлением Правления Национального Банка от 6 декабря 2003 года №434.
Полезные статьи:
Управление деятельностью страховой
организации
1. Перечень документов, необходимых для получения лицензии: 1) заявление о выдаче лицензии, заполненное и оформленное в соответствии с инструкцией об оформлении заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такой лицензии (далее – заявление), согласно пр ...
Возникновение и развитие банковской конкуренции
Реальная банковская конкуренция появилась во второй половине XIX века. До этого времени конкуренции как таковой не было из-за относительно малого количества банков, не насыщенности рынка, что способствовало возможности расширения рыночной ниши без вступления в конкурентную борьбу; считалось нечестн ...
Понятие, основные виды и функции банковского кредита
Кредит происходит от латинского слова kreditum, что в буквальном смысле означает «верую, доверяю», но понятие кредита существовало ещё в VI в. до нашей эры, в частности на территории современного Израиля. До царя Соломона иудеи использовали свой кредит, т.е. за долги отправлялись в долговое рабство ...