Повышение качества кредитного портфеля коммерческого банка позволяет решить самые важные проблемы в банковском менеджменте и обеспечивает надежное управление кредитным портфелем при одновременном понижение банковского риска. В этой связи изучение кредитного портфеля и разумное управление его структурой являются актуальной темой.
Понятие кредитного портфеля коммерческого банка неоднозначно трактуется в экономической литературе. Одни авторы дают достаточно широкое определение, относя к портфелю все финансовые активы и даже пассивы коммерческого банка. Другие связывают данное понятие только со ссудными операциями. Третье подчеркивают, что кредитный портфель – это не простая совокупность элементов, а классифицируемая совокупность.[1]
В нормативных документах Банка России, регламентирующих отдельные стороны управления кредитным портфелем коммерческого банка, определена его структура, из которой становится понятно, что в него входит не только ссудный сегмент, но и ряд других сегментов, связанных с кредитованием. К ним относятся:
ü межбанковские кредиты;
ü размещенные депозиты;
ü учтенные векселя;
ü требования на получение долговых ценных бумаг, векселей, акций;
ü требования по приобретенным правам, по оплаченным аккредитивам, по операциям лизинга, по возврату денежных средств, если приобретенные ценные бумаги и другие финансовые активы являются некотируемыми или не обращаются на организованном рынке;[2]
ü факторинг.
Субъектом кредитования с точки зрения классического банковского дела являются физические или юридические лица, дееспособные и имеющие материальные или иные гарантии совершать экономические, в том числе кредитные сделки. Субъект получения кредита может быть самого разного уровня, начиная от отдельного частного лица, предприятия, фирмы вплоть до государства.
Для расчета объема кредитного портфеля можно использовать более доступную форму бухгалтерской отчетности «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации (№0409101), откуда получают данные по остаткам денежных средств на следующих балансовых счетах:[3]
ü кредиты, предоставленные Министерству финансов России: счет 441 (без учета 44115);
ü межбанковские кредиты: счета 320 (без учета 32015), 321 (без учета 32115);
ü кредиты, предоставленные государственным внебюджетным фондам: счета 443 (без учета 44315);
ü кредиты, предоставленные финансовым органам субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: счет 442 (без учета 44215);
ü кредиты, предоставленные внебюджетным фондам субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: счет 444 (без учета 44415);
ü кредиты, предоставленные юридическим лицам различных форм собственности: счет 445 (без учета 44515), 446 (без учета 44615), 447 (без учета 44715), 448 (без учета 44815), 449 (без учета 44915), 450 (без учета 44915), 451 (без учета 45115), 452 (без учета 45215), 453 (без учета45315);
ü кредиты, предоставленные физическим лицам – индивидуальным предпринимателям: счет 454 (без учета 45415);
ü кредиты, предоставленные физическим лицам: счет 455 (без учета 45515);
ü кредиты, предоставленные юридическим лицам – нерезидентам: счет 456 (без учета 45615);
ü кредиты, предоставленные физическим лицам – нерезидентам: счет 457 (без учета 45715).
Полезные статьи:
Основные виды ценных бумаг
В Гражданском кодексе РФ перечисляются конкретные виды документов, относящиеся к ценным бумагам: а) в статье 143: · государственная облигация; · облигация; · вексель; · чек; · депозитный сертификат; · сберегательный сертификат; · банковская сберегательная книжка на предъявителя; · коносамент; · акц ...
Лидеры мирового рынка электронных систем межбанковских
расчетов
В настоящее время на роль лидера в области безналичных расчетов претендует международная межбанковская система передачи информации и осуществления платежей SWIFT. Данная система межбанковских расчетов будет рассмотрена в следующем параграфе отдельно. Среди электронных систем переводов, действующих ...
Разработка стратегии коммерческого банка и контроль за достижением
поставленных целей
Рассмотрим основные вехи конкретной работы коммерческого банка в разработке маркетинговой стратегии. Планирование в этой области начинается с формирования группы из опытных специалистов по экономическому прогнозированию, которые подготавливают детальный анализ сильных и слабых сторон банка, благопр ...