По экономическому содержанию депозиты принято подразделять на три группы: срочные депозиты, депозиты до востребования, сберегательные вклады населения.
Депозиты до востребования представляют собой средства, которые могут быть востребованы в любой момент без предварительного уведомления банка со стороны клиента. По ним начисляется низкий (либо вообще не начисляется) процент.
Клиентский депозит до востребования - это денежные средства, вносимые клиентами на хранение в кредитное учреждение, которые могут быть использованы для безналичных расчетов или изъяты наличными. Вклады образуются путем взносов наличными деньгами и денежными документами либо через предоставление ссуды и перечисление суммы ссуды на расчётный счёт (так называемый мнимый вклад).
Срочные вклады - это депозиты, привлекаемые банками на определённый срок. Они подразумевают передачу средств в полное распоряжение банка на срок и условиях по договору, а по истечении этого срока срочный вклад может быть изъят владельцем в любой момент. Размер вознаграждения, выплачиваемый клиенту по срочному вкладу, зависит от срока, суммы депозита и выполнения вкладчиком условий договора. Чем длительнее сроки и (или) больше сумма вклада, тем больше размер вознаграждения.
Широкое развитие в банковской практике получили депозитные сертификаты. Депозитный сертификат - это ценная бумага, свидетельствующая о том, что в банк внесен срочный вклад с фиксированным сроком и ставкой процента.
Коммерческие банки в условиях конкурентной борьбы на рынке кредитных ресурсов должны постоянно заботиться как о количественном, так и качественном улучшении своих депозитов. Они используют для этого разные методы (процентную ставку, различные услуги и льготы вкладчикам).
К недепозитным источникам привлечения ресурсов относятся: получение займов на межбанковском рынке; соглашение о продаже ценных бумаг с обратным выкупом, учет векселей и получение ссуд у ЦБ РФ; продажа банковских акцептов; выпуск коммерческих бумаг; получение займов на рынке евродолларов; выпуск капитальных нот и облигаций. В условиях становления банковской системы России большая часть недепозитных источников привлечения ресурсов не получила своего развития. Российские банки из этих источников в основном используют межбанковские кредиты и кредиты ЦБ РФ. На рынке межбанковских кредитов продаются и покупаются средства, находящиеся на корреспондентских счетах в ЦБ РФ (дебетовые остатки на этих счетах). Кредиты ЦБ РФ в настоящее время большей частью предоставляются коммерческим банкам в порядке рефинансирования, т.е. по сути дела распределяются. Только 10% централизованных кредитов продаются банкам на конкурсной основе[10].
Большими перспективами для российских банков обладает такой недепозитный источник ресурсов, как выпуск облигаций. Банки вправе выпускать облигации в размере не более 25% уставного капитала и после полной оплаты всех ранее выпущенных акций. Для воздействия на курс облигаций банк может покупать или продавать их на бирже.
Мобилизованные с помощью пассивных операций денежные средства используются для осуществления банками своей предпринимательской деятельности, т.е. деятельностью по размещению капитала с целью получения прибыли.
Операции, связанные с размещением банковских ресурсов, относятся к активным операциям.
В активных операциях (операциях по размещению средств) основная доля приходится на кредитные операции и операции с ценными бумагами.
Кредиты коммерческим предприятиям можно разделить на две группы:
- ссуды для финансирования оборотного капитала;
- ссуды для финансирования основного капитала.
Первая группа связана с нехваткой у предприятия денежных средств для покупки элементов оборотного капитала, необходимых для повседневных операций. Это в основном краткосрочные кредиты сроком до одного года. Вторая группа представлена средне- и долгосрочными кредитами для покупки недвижимости, земли, оборудования и т.д.
Полезные статьи:
Доходность облигаций
Облигация – это срочная долговая ценная бумага, удостоверяющая отношение займа между ее владельцем и эмитентом. Облигации могут выпускать государство в лице общегосударственных органов власти, местные органы власти, акционерные общества, частные предприятия. Наиболее важное отличие облигации от акц ...
Роль и значение кредитной политики коммерческого банка
Кредитная политика коммерческого банка представляет собой систему денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения определенных финансовых результатов и является одним из элементов банковской политики. На первом этапе реализации кредитной политики происходит оценка макроэкономической ...
Создание в России новых банков с
иностранными инвестициями
Представительство иностранного юридического лица в России Иностранная компания может работать на российском рынке, организовывая свою деятельность как через постоянное представительство (филиал), так и не имея такового. Например, можно действовать, имея в России банковские счета, через агента-резид ...