Национальные страховые компании, реализуя модель сетевого развития, активно используют зарубежный опыт. В развитии национального страхового сегмента есть свои особенности, сформирована собственная история, под давлением наднациональных финансовых операторов происходит изменение структуры капитала. При этом в нем следует разделять тенденции и особенности развития в области структуризации процессов формирования организационного, информационного, финансового капитала и нематериальных активов страховых операторов и влияния институциональной матрицы страхового бизнеса на особенность предоставления страховых услуг.
Отсутствие действенных инструментов управление рисками у национальных страховщиков, а также недостаточный уровень капитализации страховых компаний относятся к его институциональным конкурентным недостаткам, потому что рынок страхования вследствие ограниченности финансовой ёмкости проявляет склонность к схемам налоговой оптимизации.
Сетевая компания как один из основных институтов современной экономической системы представляет собой, прежде всего, обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде, к которой относятся потребители, поставщики, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом. На основе системной парадигмы, попытаемся определить возможность и целесообразность, с точки зрения эффективности деятельности, роста сетевой корпорации и выявить факторы, на него влияющие.
Западный опыт свидетельствует, что сетевые корпорации страхового бизнеса развиваются на основе интенциональной составляющей. Сетевой корпорации соответствует система стратегических целей, намерений, планов. В каждый момент времени существует определённый круг намерений, относящихся к желательному будущему предприятия и как бы опережающих (и определенной степени направляющих) вектор развития стратегии.
Функциональная сфера влияет на формирование интенциональной, и наоборот. Нормативная компонента системной концепции интенционального развития также может быть сформулирована в положениях, отражающих обобщенную характеристику желательного внутреннего состояния, рыночной позиции сетевой структуры страховой компании или их взаимодействия. Рост является весьма привлекательной стратегией по следующим причинам.
Во-первых, растущая сетевая компания нивелирует ошибки управления гораздо быстрее, чем стабильная. Растущий поток доходов создаёт запас ресурсов, который может быть использован для решения проблем или стратегического маневра. Растущая корпорация с большей вероятностью получит финансовую поддержку в случае надвигающегося банкротства. Во-вторых, растущая сетевая компания более привлекательна для инвесторов. В-третьих, сетевая компания, имеющая квалифицированный персонал, новые бизнес-технологии демонстрирует свои преимущества, как фактор успешности.
Существуют различные варианты организации сетей. Одну из простейших форм образует «зонтичная» структура. В этом случае фирма может иметь глобальную сеть во всем мире для эксклюзивного распределения финансовых услуг. По каналам обратной связи сетевая фирма получает маркетинговую информацию (относительно новых рисков, изменения запросов потребителей) и принимает соответствующие решения.
Внедрение стратегического информационно-финансовой стратегии в компании предполагает регулярную работу общего аналитического отдела, осуществление которой предполагается на основе плана маркетинга, согласующегося с бизнес-планом развития компании. Рост информационно-финансового капитала компании превращается в задачу её всестороннего развития, многократного повторения хорошо определённой стратегии ведения бизнеса на многих территориях. Свою эффективность и жизнеспособность на основе концепции интенционального роста подтвердила сетевая стратеги развития банков и страховых компаний. В ней объединяются две концепции построения бизнеса, формирующиеся после процессов слияний и поглощений: крупномасштабная стратегическая мощь и близость к клиенту.
Уровень активности проведения сделок по слиянию и поглощению, или М&A (Mergers and Acquisitions) отражает степень зрелости национального фондового рынка, выступающего индикатором рыночных позиций акционерного общества. Важную роль в установлении стабильных связей между финансовым и реальным секторами экономики играет минимизация риска на фондовом рынке. Увеличение числа субъектов на рынке банковских услуг приводит к усилению конкуренции, что порождает появление нового явления − активного формирования финансовых корпораций и банкостраховых групп, т.е. взаимопроникновение страхового и банковского бизнеса. Это означает не отрицание, а модернизацию существующих функций финансовых институтов, что в соответствии с синергетической парадигмой определяет смещение фокуса стратегии развития и формирование нового интеграционного вектора, определяющего появление многофункциональных операторов на финансовом рынке.
Полезные статьи:
Содержание понятия кредитных организаций и их роль
в кредитной системе
Современная рыночная экономика немыслима без разветвленной, гибкой и многообразной системы кредитных отношений, которые наряду с финансами способствуют ускоренной мобилизации средств для осуществления расширенного воспроизводства, ускорения структурной перестройки экономики в условиях научно-технич ...
Характеристика розничных банковских продуктов и
особенности организации обслуживания клиентов
Банковский продукт представляет собой комплекс услуг банка по активным и пассивным операциям. Банковский продукт - это конкретный банковский документ (или удостоверение), который выдается банком для обслуживания клиента и проведения операции. Это может быть вексель, чек, банковский депозит, любой с ...
Экономическая деятельность банков с участием иностранного капитала на
российском рынке
Приход иностранных банков на российский рынок состоялся в начале 1990-х гг., как и в большинстве других развивающихся стран и государств с переходной экономикой. Открыв внутренний рынок для иностранных банков, государство преследовало несколько целей: стимулировать приток иностранных инвестиций, по ...