Согласно исследованиям Аналитического Центра Южного федерального округа, посвящённым оценке уровня капитализации региональных компаний, проведённым в июле – сентябре 2005 г., доля нефинансовых критериев в принятии решения экономических агентов об инвестициях в страховой бизнес составляет 42−43 %.
Недавние скандалы в США и Европе, в ходе которых были выявлены махинации компаний с финансовой отчётностью, подорвали доверие инвесторов к финансовым показателям. И сейчас полнота, своевременность и достоверность финансовой информации являются лишь минимальными требованиями на рынке, без выполнения которых инвесторы не могут работать и начинают играть на понижение. При этом для положительной динамики котировок компании требуется иметь:
а) концепцию развития её бизнеса на среднесрочную перспективу;
б) оптимальную структуру бизнес-портфеля;
в) положительные показатели финансово-хозяйственной деятельности (и в динамике, и по сравнению с конкурентами компании);
г) позитивный информационный фон относительно всех изменений, происходящих в компании.
Опыт транснациональных финансовых холдингов показывает, что компании, умело сочетающие поглощение активов и продажу, создают в среднем на 30 % больше стоимости, чем их менее активные конкуренты. Максимальный эффект на стоимость компании оказывает объявление ею о сделке, которая является частью программы экспансии на рынке, либо программы по расширению её деятельности в каком-то регионе или появления у неё новых каналов сбыта, ранее не использованных. Факты доказывают, что рынок гораздо хуже реагирует, если компания начинает экспансию в абсолютно новый для неё бизнес или объявляет о распродаже прибыльных активов. В этом случае инвесторы заинтересованы в игре на понижение.
Согласно результатам исследований можно приблизительно определить, какие структурные изменения в компании воспринимаются инвесторами и аналитиками рынка позитивно, а какие нет. Как правило, финансовые рынки всегда пессимистично относятся к непрозрачным, сложно структурированным и избыточно диверсифицированным компаниям. Инвесторы не открывают позиции на покупки их бумаг, потому что им не понятно, как оценивать, например, акции конгломератов, объединяющих компании разных отраслей.
В то же время инвесторы внимательно следят за крупными сделками компании по приобретению или продаже активов и оценивают их влияние на общую стоимость бизнес-портфеля. Российский страховой рынок перспективный, низко концентрированный по финансовому и информационному капиталу, следовательно, привлекательный для реализации стратегии роста с токи зрения иностранных страховых компаний и банкостраховых групп.
Крупная иностранная компания может его захватить полностью с относительно небольшими издержками. Глава Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев отмечает, что «
иностранному капиталу достаточно 25 млн долл., чтобы установит контроль над российским страховым рынком».
При этом у иностранных страховщиков есть серьёзное преимущество − 400 лет развития страхования. Опыт функционирования на рынке и высокий уровень капитализации − это устойчивые позиции в глазах российских страхователей, особая экономическая роль, сложившиеся и надёжные взаимоотношения с правительствами, с законодателями.
Сегодня на российский рынок заходят крупные европейские страховые компании, стремящиеся закрепиться на нём, используя конкурентные преимущества, связанные с более высоким качеством и ликвидностью страховых, финансовых и консалтинговых услуг, обеспечивающих рост клиентской базы. Либерализация российского рынка, с одной стороны, позволит оптимизировать его структуру, решить проблему неинституционального поведения недобросовестных страховых компаний или их клиентов.
Интегрируясь с другими российскими компаниями или иностранными операторами, национальным компаниям, занимающимся классическим страхованием, возможно, удастся повысить уровень страховой защиты экономических агентов и населения, объединяя свои сети с капиталом и технологиями иностранных операторов, повышая структуру организационного капитала и уровень системы менеджмента.
Стратегия транснациональных сетевых компаний направлена на создание ценности для акционеров. Оценка деятельности корпорации предполагает моделирование стратегии создания стоимости. Для описания стратегии создания стоимости в новой экономике используется сбалансированная система показателей (ССП), предложенная Робертом С. Капланом и Дейвидом П. Нортоном в 1996 г. Используя этот показатель, компании оценивают свои нематериальные активы. Структура ССП включает: финансовую деятельность, взаимодействие с целевыми клиентами, реинжиниринг внутренних бизнес-процессов на основе конкурентных нематериальных активов (человеческий, информационный и организационный капитал).
Полезные статьи:
Анализ ликвидности банка
Термин «ликвидность» в буквальном смысле слова означает легкость реализации, продажи, превращение материальных ценностей в денежные средства. Различают следующие понятия ликвидности: - рынка – достаточное количество денежных средств у участников рынка для обеспечения его нормального функционировани ...
Особенности структуры и развития кредитной системы РФ
Центральный банк - основной проводник денежного кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Общее ...
Классификация банковских рисков
В условиях широты сферы банковской деятельности и многообразия банковских продуктов и услуг, важно осуществить классификацию банковских рисков. В зависимости от определенных критериев, ее можно представить следующим образом (Таблица 1.1.) Классификация банковских рисков. Таблица 1.1. Критерии класс ...