Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных консолидированной финансовой отчетности банка.
Данные тенденции свидетельствуют об улучшении качества клиентского кредитного портфеля банка и некотором снижении кредитного риска. Учитывая то, что ранее в процессе анализа нами была выявлена тенденция роста доходности кредитных вложений клиентам, в целом можно сделать вывод об улучшении работы банка по управлению клиентским кредитным портфелем в рассматриваемом периоде.
Защищенность филиала банка от возможных потерь по кредитам характеризуют показатели, достаточности резерва на покрытие убытков по просроченным кредитам. По имеющимся данным можно рассчитать два из них: К8 и К9. Их значения приведены в таблице 2.12.
Таблица 2.12 - Показатели достаточности объемов резервов под обесценение по активам, по которым начисляются проценты, в ОАО "БПС-Банк", %
Показатели |
Расчет |
Значение на 01.01.09г. |
Значение на 01.07.09г. |
Значение на 01.01.10г |
Значение на 01.07.10г. |
Оптимальное значение |
К8 |
(Фактически созданный резерв/ Просроченные кредиты) ×100 |
178,3 |
208,5 |
159,5 |
221,0 |
― |
К9 |
(Фактически созданный резерв/ Кредитные вложения) ×100 |
4,5 |
5,1 |
4,6 |
4,3 |
0,9 - 5 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных консолидированной финансовой отчетности банка.
Из данных таблицы 2.12 видно, что объем фактически созданного резерва под обесценение по активам, по которым начисляются проценты, значительно превышает объем просроченных кредитов. Коэффициент К9 показывает долю резерва в общем объеме кредитных вложений и позволяет оценить рискованность кредитного портфеля. Уменьшение данного показателя характеризует банк с положительной стороны, так как свидетельствует об уменьшении уровня риска клиентского кредитного портфеля.
Таким образом, в результате проведенного анализа кредитного портфеля ОАО "БПС-Банк" можно сделать следующие выводы. Значительную долю активных операций занимают кредитные операции с клиентами. По состоянию на 01.07.2010г. удельный вес клиентского кредитного портфеля в общем объеме активов банка составил 80,6 процентных пункта. Проведенный анализ клиентского кредитного портфеля ОАО "БПС-Банк" по различным показателям показал, что в зависимости от типа контрагентов наибольшая доля кредитных вложений в клиентском кредитном портфеле приходится на кредиты предоставленные юридическим лицам, их удельный вес по состоянию на 01.07.2010г. составил 90,8 %. В зависимости от сроков выдачи кредитов в клиентском кредитном портфеле преобладают долгосрочные кредиты, удельный вес которых на 01.07.2010г. составил 57,6%. Однако следует отметить тенденцию увеличения доли краткосрочных кредитов за анализируемый период на 1,2 процентных пункта. В разрезе валют в клиентском кредитном портфеле преобладают кредиты, предоставленные в национальной валюте. На 01.07.2010г. наблюдается тенденция роста доли данных кредитов в клиентском кредитном портфеле, их удельный вес за анализируемый период увеличился на 2 процентных пункта и составил 54,7%, что в абсолютном выражении составило 2488,0 млрд р. Анализ в разрезе секторов экономики показал, что основная доля кредитных вложений в клиентском кредитном портфеле приходится на кредиты, предоставленные предприятиям промышленности, удельный вес которых на 01.07.2010г. составил 68,1%, что в абсолютном выражении составляет 3099,4 млрд р. При рассмотрении кредитного портфеля физических лиц выявлена равномерная тенденция роста объемов кредитов на недвижимость, сумма которых за анализируемый период увеличилась на 15,5 млрд р. и составила 151,8 млрд р. Наибольший удельный вес в кредитном портфеле физических лиц занимают кредиты, предоставленные на потребительские нужды. Однако объем данных кредитов за анализируемый период снизился на 30,8 млрд р. и составил по состоянию на 01.07.2010г. 241,9 млрд р. С позиции качества клиентский кредитный портфель характеризует невысокая доля просроченных кредитов в клиентском кредитном портфеле, удельный вес которых за анализируемый период снизился на 0,6 процентных пункта и составил 1,9%.
Полезные статьи:
Информационно-методическая основа
формирования клиентской политики и планирование портфеля розничных банковских
продуктов
Основными понятиями для клиентской политики банка является "клиент" и "клиентская база". Под клиентами хозяйствующего субъекта традиционно понимаются лица (юридические и/или физические), пользующиеся его услугами. Данное определение принимается за основу при определении клиента ...
Особенности возникновения и функционирования фондовых бирж в России
Первая биржа в России появилась в Великом Новгороде, но первая регулярная биржа появилась в Санкт–Петербурге в 1703 г. В XIX в. биржи в России появлялись одна за другой, и к 1917 г. их насчитывалось более ста. В основном, это были товарные биржи, но на многих из них были фондовые отделы. После 1917 ...
Проблемы и перспективы развития кредитных
организаций в Республике Казахстан
Целями и задачами в развитии и деятельности небанковских организаций как в Республике Казахстан, так и за рубежом является обеспечение кредитными ресурсами населения, мелких и средних предпринимателей, повышение уровня конкурентоспособности и финансовой устойчивости данных организаций. Небанковские ...